Арт-порект «ГОГОЛЕУМЪ», организованный сотрудниками музея к 200-летию
Н. В. Гоголя — это своеобразное путешествие в мир писателя, его повестей, биографических фактов, тайн и мистификаций, предположений и загадок.
Экспозиция выставки разместилась в 10-ти залах. Для большего удобства посетителей по всему музею размещены дорожные указатели (ведь это своеобразное путешествие по миру Гоголя). Одной из ключевых идей арт-проекта стало единство славянских культур: эта мысль, вопреки современной тенденции делить Гоголя между русским и украинским народами, отражена в экспозиции двух залов. Один из них — «СанктЪ-Петембург». Именно сюда устремился кузнец Вакула в компании Черта на поиск черевичек для своей возлюбленной — капризной красавицы Оксаны. Об этом свидетельствуют и следы его сапог. Но каждая Оксана рано или поздно рискует превратиться в Солоху — предостерегает экспозиция. Именно к ней, к «чертовой бабе» ведут следы копыт провожатого Вакулы. А еще в «Диканьке» «гостят» книги писателя, изданные в России, а зарисовки усадьбы Яновки 1937 года художника В. Н. Андрущенко передают дух любимой Николаем Васильевичем Малой Родины.
«КабинетЪ» — это попытка раскрыть внутренний мир Гоголя. Особую атмосферу здесь создают детские рисунки воспитанников арт-студии Клавдии Боголюбовой, представляющие попытку осмысления личности писателя и его творчества, а письменный стол классика таит в себе неожиданные открытия (например, таким открытием может стать его любовь к рукоделию). Есть в этом зале и интерактивный уголок, где можно нарисовать Гоголю (известному моднику, самостоятельно кроившему себе жилеты и шейные платки) стильную жилетку, поиграть в игру «PEXESO» созданную на основе музейной коллекции фарфоровых статуэток — гоголевских персонажей.
Зал «Женитьба» развивает идею литератора, представляя процесс «женитьбы» как основной механизм мирового устройства – женитьбы всего на всем – Императора на славе, Подколесина на своих страхах, Агафьи Тихоновны на своих мечтаниях, Хлестакова на «мыльных пузырях», Башмачкина на шинели…
Один из залов носит название «Рим. Родина души» — и это неслучайно, ведь вечный город писатель считал своей второй родиной. Виды Рима, зарисовки самого Гоголя, его фотография среди русских художников, живущих в Италии — все это отражает то особое, творческое состояние, в котором пребывал писатель, живя в Риме. Здесь же присутствует и Павел Иванович Чичиков, многочисленные похождения которого были написаны Гоголем в «Вечном городе». Зал «Ал-Мамун» — это загадочный символ орнаментального богатства гоголевских метафор, а вот раскрыть эту загадку предстоит нашим посетителям, отгадав название одного из сборников произведений писателя.
Кто-то боится темноты и спрятавшегося в ней Вия, кого-то испугает пропажа НОСа, для кого-то самым страшным окажется потеря творческой свободы… Свой ответ на вопрос «Каков он, страх?» создатели представили в части экспозиции, именуемой «Страшное место».
«Ярмарка» — место, где все покупается и все продается, где человек за минуту может стать необычайно богатым или же потерять все. «Ярмарка» арт-проекта – это апофеоз гротеска (коим насквозь пропитано творчество писателя). Здесь можно пофантазировать на предмет того, как же все-таки выглядит Вий или Держиморда (особенно интересны те смыслы, которые вносят участники интерактива), обменять «барашка в бумажке» на земельный участок в N-ской губернии, а также встретить самого писателя с коллегой по перу – А.С. Пушкиным, представленных в полный рост.
Завершает экспозицию зал «Сокровенное», символизирующий Гоголевский алтарь, образ одиночества, священного дома-души, скрытого от посторонних глаз.
В арт-проекте «ГоголЕумъ» сотрудники Музея личных коллекций им. А. В. Блещунова (они же авторы проекта) попытались совместить особую атмосферу музея, дух гоголевской прозы и личность самого писателя. Насколько удачно это получилось — предстоит оценить зрителям. Выставка работает до 5 мая 2009 года.