Вторая Мировая война. Соединенные Штаты. В армию призывают молодежь. Солдатский вагон, солдатская казарма, солдатский бордель… Учения перед отправкой на фронт. Сержант Мервин Джей Туми готовит мальчишек для войны. На военной базе Билокси не до шуток и вольностей. Мервин – матерый волк войны, он знает, как превращать человека в солдата, в механическую машину для исполнения приказов. По-своему он любит и спасает подопечных, потому что по себе знает, что ждет их впереди.
Среди новобранцев два парня-геи. Нужно учесть, что в то время в американскую армию не допускались геи. В результате один из парней попадает под трибунал. Второй же, так официально и не раскрытый, проходит «учебку» до конца. Рассказы об этих двух персонажах проходят через всю пьесу. Но, по сути, она не об этом.
Новобранцы не дойдут до Эльбы. Не пожмут руки советским солдатам, пришедшим к берегам этой реки куда более кровавой и длинной дорогой. Их след оборвется в разных, неброских точках войны. Перед самым отъездом ребят на фронт сержант Мервин Джей Туми явится в казарму в стельку пьяным, размахивая пистолетом и бутылкой с горячительным. Жалкий, страшный, истеричный, он захочет попрощаться со своими ребятами. Армия выкидывает его. Он весь продырявлен пулями, часть его черепушки прикрыта стальной пластиной. Рассчитывать не на что: госпиталь и жалкая отставка. Он будет валяться в ногах у молодых солдат — зверь и размазня — а потом рухнет вниз, и потрясенные парни выволокут его вон.
Но пьеса даже не об ужасах войны. Она о том, как в самые критические, пиковые моменты жизни проявляются истинные стороны человеческого характера. Когда главным оказывается не сила мышц, а сила духа, когда для кого-то более важным становится достойно погибнуть, а не выжить любым способом, когда жизнь познается такими стремительными темпами, что дух захватывает В «Билокси-блюз» судьба забрасывает главного героя-еврея в мир многонациональной и известной своей нетерпимостью армии США. Американский драматург Нил Саймон писал «Билокси-блюз» как третью часть автобиографичной трилогии.
Главный герой пьесы — альтер-эго Саймона — Юджин Моррис Джероум вдруг обнаруживает, что учебный лагерь новобранцев на Миссиссиппи находится далеко от Брайтон Бич, и для юного еврея, который всегда был под крылом родителей, это является открытием.
Юджин пытается наладить отношения с окружающими, он хочет быть сначала американцем, а уже потом евреем. Юджин поглощен собой: потерей невинности, влюбленностью, оттачиванием своего писательского мастерства, и все это происходит с ним в ходе самой драмы. Его армейский друг Арнольд, которому такие заботы кажутся банальными, мудро подталкивает своего собрата-еврея: «сделай выбор, внеси свой вклад в борьбу, иначе ты никогда не будешь хорошим писателем». Сам же Арнольд для окружающих – чужак, который не очень симпатичен и приятен как человек, в отличие своего независимого и гордого величественного образа. Он — жертва, которая «принимает свое наказание без жалоб» и покоряется своей роли неподкупного поборника справедливости.
Распахиваются «врата войны». Один за другим уходят туда герои пьесы. Мы не видим их лиц. Только короткие реплики сообщат нам об их судьбах. «Пропал без вести», «потерял ногу», «потерял себя», «потерял первую любовь»…
До недавнего времени пьеса шла только на Бродвее. В 1987 году этот спектакль был поставлен в театре-студии О. Табакова. Как сказано в афише, армейская история в двух частях. Сменилось уже несколько составов исполнителей. В спектакле были заняты и Игорь Нефедов, и Сергей Газаров, и Евгений Миронов, и Сергей Безруков. Но долгожитель театра продолжает пользоваться неизменным успехом и неослабевающей любовью зрителей.
К нам «Билокси-блюз» театр-студия О. Табакова привезла только сейчас. Спектакль пройдет на сцене Украинского театра 12 февраля в 19.00.