Страна: Франция-Италия
Год: 2007
Режиссёр: Тонино де Бернарди
Актёры: Изабель Юппер, Мария де Медейрос, Лу Кастель
Арт Хаус трафик представляет
Мифы новой Франции…
Современная версия греческого мифа о Медее
Ирэн, современная парижанка, — это Медея, героиня древнегреческого мифа, перенесённая в другое время и измерение. Женщина с двумя дочерьми, она мстит неверному мужу и сама страдает больше всех. Люди обвиняют её в том, что она плохая мать, и угрожают забрать детей. В припадке сумасшествия она задумывает детоубийство, но, в отличие от Медеи, передумывает и находит силы противостоять. Она уезжает из Парижа и начинает новую жизнь…
«Пока я писал сценарий к фильму – постоянно слушал песню Марианны Фэйтфулл и Ника Кейва «Crazy Love». Я слушал ее так часто, что решил – главная героиня Ирэн будет петь в кабаре… Это настоящая поэтическая песня о любви и одиночестве. Изабель Юппер исполняет ее особенно чувственно, одной песней отображая всю историю Ирэн-Медеи»
Тонино де Бернарди
ИЗАБЕЛЬ ЮППЕР
Изабель Анна Юппер родилась 16 марта 1955-го года в Париже. В 17 лет она поступает в Национальную Консерваторию и начинает подрабатывать в массовках. Своим восхождением она обязана первому после Новой волны поколению французских авторов-новаторов, а прежде всего двум Бертранам — Тавернье и Блие. Блие снял юную актрису в фильме-бомбе «Вальсирующие», а Тавернье двумя годами позже — в костюмном «Судье и убийце». Эстафету французов подхватил швейцарец Горетта, выдав Юппер первую «настоящую» роль. Раздавленная несчастливой любовью провинциальная «Кружевница» моментально принесла актрисе общеевропейскую известность и две эквивалентные Сезару премии — английскую BAFTA и итальянскую Донателло.
Восьмидесятые годы в творчестве Изабель Юппер логично обрамлены двумя большими работами у Клода Шаброля — за «Виолетту Нозьер» она была отмечена как лучшая актриса в Каннах, а через 10 лет за роль Мари Латур в «Женском деле» получила аналогичный приз в Венеции. Картине предшествовали три фильма, снятые в Австралии, США и Польше, все очень авторские, но не нашедшие широкого отклика у критиков. После «Женского дела» актриса на время расстается с кино и возвращается на сцену — играет в пьесе «Месяц в деревне» по Тургеневу.
90-е годы стали для Изабель Юппер десятилетием всеобщего признания. Актриса получает множество наград: «Сезар» в 96-м (после 7-й номинации!) за лучшую женскую роль, премию Венецианского фестиваля за фильм «Церемония» (1995, совместно с Сандрин Боннэр), и даже становится Кавалером Ордена Почетного Легиона. География ее ролей становится гораздо шире: она начинает сниматься у немца Вернера Шретера («Малина», «Пыль любви», «Двое»), работает с итальянцами братьями Тавиани («Избирательное сходство») и даже входит в достаточно узкую элитарную «семью» американца Хэла Хартли («Любительница»). Однако главными становятся роли в фильмах двух признанных мэтров — Клода Шаброля и Бенуа Жако.
В начале нового тысячелетия Юппер остается верной своим когда-то сформулированным принципам: режиссеры-авторы и «активные женщины». Актриса по-прежнему поддерживает свою исключительно высокую и основанную на постоянном риске актерскую репутацию и собирает многочисленные фестивальные призы. Теперь в ее «обойме» как «старые соратники-режиссеры» (Шаброль, Жако, Ханеке, Шретер), так и талантливая молодежь (Озон, Оноре), а, помимо традиционной для актрисы театральной сцены, в последние годы Изабель добивается признания еще и в качестве фотографа: в 2005-м ее персональная выставка с успехом демонстрируется в Нью-Йорке и Париже.
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
1972 Сезар и Розали (CESAR ET ROSALIE), реж. Клод Соте
1972 Бар под названием Вилы (LE BAR DE LA FOURCHE), реж. Ален Леван
1974 Вальсирующие (LES VALSEUSES), реж. Бертран Блие
1976 Доктор Франсуаза Гайан (DOCTEUR FRANCOISE GAILLAND), реж. Жан-Луи Бертучелли
1977 Непослушные дети (DES ENFANTS GATES), реж. Бертран Тавернье
1977 Кружевница (LA DENTELLIЕRE), реж. Клод Горетта
1978 Виолетта Нозьер (VIOLETTE NOZIERE), реж. Клод Шаброль
1979 Сестры Бронте (LES SOEURS BRONTE), реж. Андре Тешине
1980 Лулу (LOULOU), реж. Морис Пиала
1980 Спасай, кто может (жизнь) (SAUVE QUI PEUT (LA VIE), реж. Жан-Люк Годар
1981 Дама с камелиями (LA DAME AUX CAMЕLIAS), реж. Мауро Болоньини
1981 Глубокие воды (EAUX PROFONDES), реж. Мишель Девиль
1982 Страсть (PASSION), реж. Жан-Люк Годар
1985 Неразбериха (SAC DE NОЕUDS), реж. Жозиан Баласко
1988 Бесы (LES POSSЕDЕS), реж. Анджей Вайда
1988 Женское дело (UNE AFFAIRE DE FEMMES), реж. Клод Шаброль
1991 Мадам Бовари (MADAME BOVARY), реж. Клод Шаброль
1995 Церемония (LA CЕRЕMONIE), реж. Клод Шаброль
1999 Только не скандал (PAS DE SCANDALE), реж. Бенуа Жако
2000 Благодарю за шоколад (MERCI POUR LE CHOCOLAT), реж. Клод Шаброль
2001 8 женщин (8 FEMMES), реж. Франсуа Озон
2003 Время волка (LE TEMPS DU LOUP), реж.Михаэль Ханеке
2004 Моя мать (MA MERE) , реж. Кристоф Оноре
2006 Опьянение властью (L'Ivresse du pouvoir), реж. Клод Шаброль
2007 Простая собственность (Nue propriete), реж. Йоахим Лафосс
2007 Чудо Медеи (MЕDЕE MIRACLE), реж. Тонино Бернарди
МЕДЕЯ:
Колдунья, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии.
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг отец Медеи.
После этого Медея родила Ясону двух сыновей: Мермера и Ферета. В Коринфе, где они поселились, Медея прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, ее полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие ее детям.
Когда Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке, Медея, проклиная неблагодарного мужа, решила отомстить ему. Она послала сопернице пропитанный ядом пеплос, надев который Главка сгорела заживо вместе с отцом, пытавшимся спасти дочь.
Затем Медея собственноручно убила своих сыновей и скрылась на крылатой колеснице, запряжённой драконами. (По более ранним данным, Медея оставила своих сыновей в храме Геры, где детей растерзали разгневанные коринфяне.)
Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. Современники Еврипида утверждали, что драматург приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города.
«Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведенных, убивающих или причиняющих боль своим детям.