Другой мир Татьяны Поповиченко
Что может получиться, если художник посмотрит на человека через призму его обыденной жизни, жизни, наполненной мелкими и незначительными делами? Может получиться графика Татьяны Поповиченко.
Учителем Татьяны Поповиченко был Юрий Коваленко. «Я смотрела, как он все время рисует свои Прилуки, и начала рисовать Одессу»,- вспоминает Татьяна. Тогда в конце 80-х многие художники увлеклись новым авангардом, а она устремила свой взгляд на мир одесского двора, где всегда сушится белье, бегают собаки и дети, где кавалеры в майках и трусах засматриваются на пышногрудых соседок. Без иронии тут никак не обойтись. Татьяне, жившей в свое время в коммуналке, это очень хорошо известно. Только улыбка помогает преобразовать это густонаселенное пространство людьми, животными и тараканами в идиллическую одесскую вселенную. Со временем Татьяна открыла для себя еще один притягательный мир – мир другого человека, живущего где-то там, в другой стране. Она начала путешествовать…
Есть два вида путешественников: те, которые покупают готовые туры, во время которых перебегают от одной достопримечательности к другой, от одного музея к другому. Другой вид путешественников – это те, кто пытаются понять, как живут эти, которые являются не нами. Что они едят на завтрак, каковы их отношения с соседями, что они говорят детям, когда те приносят плохие отметки… Как сказала Татьяна: «Хочу понять, как они чувствуют свой мир». Татьяна относятся к этим путешественникам. Ей нравится поселиться в тихом европейском городке со старой архитектурой. «В каждом таком городе есть цукерня, кофейня. В ней можно сесть и бесконечно наблюдать за протекающей жизнью», — рассказывает Татьяна.
Другой мир притягателен. В нем мог бы жить и ты. Немного другие обстоятельства, немного другой рисунок судьбы и ты мог бы жить где-то на окраине Кракова или Праги, ходить в булочную, растить детей, а по вечерам принимать гостей, обсуждать события в мире и представлять, как живут люди в другой стране.
Приезжая в другой город, Татьяна каждый день выходит с небольшой папкой и карандашом и рисует. Рисует, проживая новую жизнь, наделяя ее своими настроениями. Женская наблюдательность, внимание к мелочам, точность рисунка, ее способность не гнушаться быта и повседневности придают ее рисункам универсальность. Они становятся своего рода документом времени.