|
|
|
|
Еврейский мир и одесский миф – современный баланс
Евреи и Одесса. Для многих это тождественные понятия, для других – надуманная тема. А между этими точками зрения целая история одного из самых необычных городов Российской империи, СССР и Украины. Вся не очень длинная история Одессы, ее миф может быть сведен к трем редакциям: -ХIХ век – первая редакция. Миф о необыкновенном городе свободных, предприимчивых людей в рабской, закостенелой стране. Миф о месте, где всего можно добиться. -ХХвек – вторая редакция. Миф о городе утонченных воротил, благородных бандитов и умудренных стариков в стране правящих государством кухарок, черных кожанок, и распевающих радостные песни молодых строителей коммунизма. Миф о городе, в котором все лучше. -ХХIвек (и конец века ХХ)-третья редакция. Миф о провинции с местечковыми, робкими торгашами в современном динамичном государстве. Миф о городе, который в прошлом. Как и положено, мифы создаются, прежде всего, произведениями искусства: литературой, музыкой, кино. Изобразительному искусству выпала роль отражать одесские мифы и следовать им. Вероятно, не случайно миф о прекрасном Городе был создан в эпоху модернизма. Романтические иллюзии защищали веру, что «есть город, который я вижу во сне,.. в цветущих акациях город…». Они оказались продуктивными для создания особой одесской культуры, в том числе живописи – камерного, утонченного эстетского явления, разрушенного впоследствии вихрем истории. Если отбросить миф о становлении Города (редакция №1), в котором выделялись личности, а не социальные группы, то в последующих значительная роль отведена евреям. Отведена историей Одессы — евреи стали одними из создателей мифа. Они дали мифу мягкую и мудрую иронию стариков из местечек, романтику вырвавшихся на свободу домашних мальчиков и трагедию жертв Хама. Перечисленные образы и проблемы волновали (и волнуют) не только евреев, но последние стали камертоном. Это очень тонко чувствовали лучшие одесские художники. На выставке представлено прекрасное полотно Юрия Коваленко «Одесский дворик. Пиня – котик» (предоставленное В.Листничим). На нем нет ни одного четко выраженного семитского профиля, но, также, нет сомнений, что это двор, атмосферу которого создают евреи. Единственный одесский художник — диссидент Олег Соколов не мог пройти мимо вклада евреев в мировую культуру, особенно, на фоне бессмысленного государственного антисемитизма в СССР. Его произведения на выставку предоставлены Одесским музеем западного и восточного искусства. Большинство экспонируемых работ посвящены не столько евреям, сколько Одессе, созданию которой евреи отдали все силы. Лишь одна тема раскрыта с чисто еврейским надрывом: тема Памяти. Образы Божидара Миловича, Люсьена Дульфана, Вадима Гринберга и Давида Тихолуза являются болевой точкой выставки. Прошло очень мало времени, но колесо истории неумолимо… Город изменился. Нет евреев (или почти нет), нет Одессы – мамы (или почти нет), остались только достаточно вульгарные шутки о них. Это легло в основу третьей редакции одесского мифа. Главным инструментом описания мифа ХХI века послужил постмодернизм. Ирония постмодернизма похоронила модернистские иллюзии, сделала их обременительными, разрушила искусственный и хрупкий нравственный заповедник, не предложив чего-либо взамен. Естественно, что долго этот вакуум сохраняться не сможет. Не зря птица Юрия Зильберберга, вырвавшаяся из грубой металлической клетки, замерла в растерянности. Куда ей лететь? Будем надеяться, что мифологическая (или мифическая?) одесская цель №4 будет продуктивной!
|
| |
| |
|
|
Архив расписания выставки «Еврейский мир и одесский миф – современный баланс»13 декабря, четверг, 2012: | 16:00 | Музей современного искусства | | 14 декабря, пятница, 2012 - 16 декабря, воскресенье, 2012: | 12:00 | Музей современного искусства | | 19 декабря, среда, 2012 - 23 декабря, воскресенье, 2012: | 12:00 | Музей современного искусства | | 26 декабря, среда, 2012 - 30 декабря, воскресенье, 2012: | 12:00 | Музей современного искусства | | 2 января, среда, 2013 - 6 января, воскресенье, 2013: | 12:00 | Музей современного искусства | | 9 января, среда, 2013: | 12:00 | Музей современного искусства | |
|
| |
|
|
Приветствую Вас, Господа!
Я, коренной одессит (с позапрошлого века по отцу) считаю своим долгом сказать: что за коренной одессит без примеси еврейской крови? Это же тентиль-вентиль, а не одессит!
Еврейской крови во мне всего чуть-чуть, как жаль! Я скорблю. что я не еврей до мозга костей, чёрт меня возьми!
Евреи от века были и есть голубая кровь Одессы. Белая кость нашей Мамусеньки. Её нерв и мозг. Без евреев наша Мамочка не была бы тем, чем она стала: третьей столицей мира после Рима и Парижа.
| |
|
|
| |