Еврейский мир и одесский миф – современный баланс
Оцените выставку Еврейский мир и одесский миф – современный баланс:
Разместить здесь свои фотографии с выставки «Еврейский мир и одесский миф – современный баланс»

Сегодня
TACTUS. Touch-выставка
Праздночтения
В лабиринтах времени. Игорь Варешкин. Живопись.
Світло православ’я
Сегодня →
 
 

Еврейский мир и одесский миф – современный баланс




Евреи и Одесса.
Для многих это тождественные понятия, для других – надуманная тема.
А между этими точками зрения целая история одного из самых
необычных городов Российской империи, СССР и Украины.
Вся не очень длинная история Одессы, ее миф может быть сведен к трем редакциям:
-ХIХ век – первая редакция. Миф о необыкновенном городе
свободных, предприимчивых людей в рабской, закостенелой стране. Миф о месте, где всего можно добиться.
-ХХвек – вторая редакция. Миф о городе утонченных воротил, благородных бандитов и умудренных стариков в стране правящих государством кухарок, черных кожанок, и распевающих радостные песни молодых строителей коммунизма. Миф о городе, в котором все лучше.
-ХХIвек (и конец века ХХ)-третья редакция. Миф о
провинции с местечковыми, робкими торгашами в современном динамичном государстве. Миф о городе, который в прошлом.
Как и положено, мифы создаются, прежде всего, произведениями
искусства: литературой, музыкой, кино. Изобразительному искусству выпала роль отражать одесские мифы и следовать им.
Вероятно, не случайно миф о прекрасном Городе был создан в эпоху модернизма. Романтические иллюзии защищали веру, что «есть город, который я вижу во сне,.. в цветущих акациях город…». Они оказались продуктивными для создания особой одесской культуры, в том числе живописи – камерного, утонченного эстетского явления, разрушенного
впоследствии вихрем истории.
Если отбросить миф о становлении Города (редакция №1), в котором выделялись личности, а не социальные группы, то в последующих значительная роль отведена евреям. Отведена историей Одессы — евреи стали одними из создателей мифа.
Они дали мифу мягкую и мудрую иронию стариков из местечек,
романтику вырвавшихся на свободу домашних мальчиков и трагедию жертв Хама. Перечисленные образы и проблемы волновали (и волнуют) не только евреев, но последние стали камертоном. Это очень тонко чувствовали лучшие одесские художники.
На выставке представлено прекрасное полотно Юрия
Коваленко «Одесский дворик. Пиня – котик» (предоставленное
В.Листничим). На нем нет ни одного четко выраженного семитского профиля, но, также, нет сомнений, что это двор, атмосферу которого создают евреи. Единственный одесский художник — диссидент Олег Соколов не мог пройти мимо вклада евреев в мировую культуру, особенно, на фоне бессмысленного государственного антисемитизма в СССР. Его произведения на выставку предоставлены Одесским музеем западного и восточного искусства.
Большинство экспонируемых работ посвящены не столько евреям,
сколько Одессе, созданию которой евреи отдали все силы. Лишь одна тема раскрыта с чисто еврейским надрывом: тема Памяти. Образы Божидара Миловича, Люсьена Дульфана, Вадима Гринберга и Давида Тихолуза являются болевой точкой выставки.
Прошло очень мало времени, но колесо истории неумолимо… Город изменился. Нет евреев (или почти нет), нет Одессы – мамы (или почти нет), остались только достаточно вульгарные шутки о них.
Это легло в основу третьей редакции одесского мифа. Главным
инструментом описания мифа ХХI века послужил постмодернизм.
Ирония постмодернизма похоронила модернистские иллюзии, сделала их обременительными, разрушила искусственный и хрупкий нравственный заповедник, не предложив чего-либо взамен.
Естественно, что долго этот вакуум сохраняться не сможет. Не зря птица Юрия Зильберберга, вырвавшаяся из грубой металлической клетки, замерла в растерянности. Куда ей лететь?
Будем надеяться, что мифологическая (или мифическая?) одесская цель №4 будет продуктивной!
 

Архив расписания выставки «Еврейский мир и одесский миф – современный баланс»

13 декабря, четверг, 2012:
16:00 Музей современного искусства

14 декабря, пятница, 2012 - 16 декабря, воскресенье, 2012:
12:00 Музей современного искусства

19 декабря, среда, 2012 - 23 декабря, воскресенье, 2012:
12:00 Музей современного искусства

26 декабря, среда, 2012 - 30 декабря, воскресенье, 2012:
12:00 Музей современного искусства

2 января, среда, 2013 - 6 января, воскресенье, 2013:
12:00 Музей современного искусства

9 января, среда, 2013:
12:00 Музей современного искусства
Отзывы о выставке Еврейский мир и одесский миф – современный баланс
Александр3 января 2013

Приветствую Вас, Господа! Я, коренной одессит (с позапрошлого века по отцу) считаю своим долгом сказать: что за коренной одессит без примеси еврейской крови? Это же тентиль-вентиль, а не одессит! Еврейской крови во мне всего чуть-чуть, как жаль! Я скорблю. что я не еврей до мозга костей, чёрт меня возьми! Евреи от века были и есть голубая кровь Одессы. Белая кость нашей Мамусеньки. Её нерв и мозг. Без евреев наша Мамочка не была бы тем, чем она стала: третьей столицей мира после Рима и Парижа.
Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: