Германия-Люксембург, 97 мин.
Режиссер: Фолькер Шлёндорф (Volker Schlöndorff)
В ролях: Ульрих Маттес (Ulrich Matthes), Август Диль (August Diehl), Хильмар Тейт (Hilmar Thate)
В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке
Награды и номинации: премия Немецкой киноакадемии за лучшие декорации, «Хрустальный Симорг» за лучший фильм на МКФ «Фажр» (Тегеран, Иран), Гран-при на фестивале в г.Биберах (Германия)
Прототип главного героя – люксембургского аббата Анри Кремера – реальный человек, выживший в концлагере Дахау и опубликовавший свои воспоминания в 1945 году. Заключенного (небывалый случай!) отпускают на 9 дней домой. Как выяснится позже, все имеет свою цену. Кремер освобожден не просто так: он должен уговорить епископа Люксембурга сотрудничать с нацистами. За эти 9 дней герой проходит 9 кругов ада: от него ждут предательства и отречения от веры, шантажируют благополучием близких и соотечественников. Он сам разрывается между велениями совести и страхом смерти, страшнее которого – только возвращение в лагерь.
Фильм «Девятый день» базируется на дневнике Жана Бернарда «Барак священников 25487». По словам режиссера Фолькера Шлендорфа, когда ему попала в руки эта книга, в которой просто и искренне рассказывается о противостоянии обычного человека ужасам концентрационного лагеря, он понял, что эту историю необходимо отразить на экране. Необходимо показать мужество человека оказать сопротивление, смысл которого не в том, «чтобы кидать бомбы», а в том, чтобы найти в себе силы отказать. До этого режиссер долгое время считал, что единственное, что может правдиво передать кошмар лагерной жизни и невыносимые страдания заключенных, — это документальные кадры из концлагерей, обошедшие весь мир. Однако, как сказал Шлендорф, эти кадры стали с течением времени столь привычным зрелищем, что даже у его 12-летней дочери больше не вызывают шока. Поэтому он решил создать «новые изображения, которые снова причинят нам боль». И он уверен, что это ему удалось.
Представлено Артхаус Трафик