Сегодня каждый здравомыслящий человек приходит к выводу, что вместо бесконечных волнений у монитора гораздо полезней просто заниматься своим делом: как для себя, так и на благо нашей страны.
Что может сделать в такое смутное время центр современного искусства? Конечно, предложить вниманию публики и прессы арт проект, который будет затрагивать злободневные темы, приглашать к диалогу и продуктивной дискуссии. Живое искусство – это всегда спорно, всегда задевает чьи-то чувства и умы, иначе оно не живое искусство, а в лучшем случае салон.
Фотопроект «Без страха и упрека» — это не «горячий пирожок», а обдуманная и подготовленная серия работ, созданная ещё в 2010-м, однако в нынешнем политическом и социальном контексте получившая новые смыслы. Проект дошел, как хорошее вино, появилось терпкое послевкусие, так как серия этих фоторабот вдруг оказалась провидческой и теперь неприятно приближенной к действительности.
Дискуссия о том, что такое «национальная идея» разгорается в узких и широких кругах на протяжении нескольких десятков лет. Апогея эта тема достигает ежегодно в преддверии тех или иных выборов, а сегодня и выборов не понадобилось. После долгих разговоров о том, какой должна быть эта идея (и нужна ли она вообще), в результате политических и социальных конфликтов, наше общество, наконец, получило шанс стать гражданским. Естественным стало осознание того, что в перерывах между выборами нас постоянно «кормят» некой религиозно-советской информационной жвачкой. Неизбежность агонии постсоветской идеологии и сопутствующей эстетики «ностальжи» стали очевидными всем, кроме, пожалуй, главных ее апологетов. На этом фоне нынешнее противостояние двух братских стан, является столкновением двух одинаково больных систем, находящихся в разных весовых категориях, но при этом мало отличающихся по сути. В первую очередь это информационное противостояние. С обоих фронтов ключевым образом этой войны представляется наш Герой без страха и упрёка – бесстрашный поборник правосудия и культуры, которого никому не свернуть с пути. Он существует в какой-то параллельной реальности, сошедшей к нам с экрана зомбоящика. Но как-то так получается, что столкнуться нам с ним суждено лицом к лицу, и не в старом кино, а на улице. Именно этот герой и «воспевается» в работах.
В проекте очевиден политический подтекст, и авторы не видят его в иной форме, кроме как китч и треш. Техника фотомонтажа выбрана как наиболее доступная для считывания зрителем. При этом сами работы напечатаны на холстах для придания эффекта картинности.
*Ключевым символом является Советский Солдат в кумачовой шинели с золотым кантом и обрамленный красно-жёлтыми лучами. Аллюзия на иконопись в сочетании с явной установкой на невозможность происходящего.
*Символика СССР заменена на авторские аксессуары намеренно:
- серп и молот и звезда – к этим артефактам апеллируют нынешние политики. Кто-то выступает за них, кто-то против. И, что характерно, никто вплотную к ним так и не подходит;
- монополию на «совок» сегодня эксплуатируют пророссийски настроенные люди и организации. Сегодня эти символы – это игры в политику;
- на щит сегодня взяты идеи гламура. Несмотря на пропагандируемые идеи величия первичной всё равно остаётся желание «иметь айфон».
*Сюжеты различных работ раскрывают реалии сегодняшних дней. Так, например, одна из работ явно иллюстрирует цену современного правосудия, другая — видение Украиной ситуации во внешней политике, третья – поднимает вопросы религиозной самоидентификации и т.д.