ТМ «ШУСТОВ» — коньяки #1 в Украине — ПРЕДСТАВЛЯЕТ
VII Международный фестиваль «Джаз-карнавал в Одессе»
7-ой раз в самом джазовом городе Украины – Одессе – будет проходить 7-ой Международный фестиваль «Джаз-карнавал в Одессе». [www.jazzcarnaval.com.ua] Седьмой год подряд Дерибасовскую и Приморский бульвар на три дня оккупируют джазовые ритмы, джазовые диксиленды, джазмены и джазфаны! На три дня Черное море и Потемкинская лестница перестанут быть главными одесскими достопримечательностями! Три дня по три концерта в день на сцене Филармонии будет царить «Джаз-карнавал в Одессе»!
Программа:
Senem Diyici Quartet (Турция, Франция)
Philipp Nykrin Trio (Австрия)
James Spaulding Quintet (США) feat. Марек Балата (Польша) и Аркадий Овруцкий (Украина)
О Музыкантах:
Senem Diyici Quartet
Турция — Франция
Впервые в Украине!
Сенем Дийиси: вокал, перкуссия
Ален Блесин: гитара, лютни
Филипп Ботта: саксофоны, флейты
Франсуа Верли: перкуссия
Уроженка Стамбула, турецкая перкуссионистка и вокалистка Сенем Дийиси (Senem Diyici) с начала 80-х гг. проживает во Франции. Именно в этой европейской стране состоялась ее встреча с гитаристом и композитором Аленом Блесином (Alain Blesing). Первым продуктом их музыкального сотворчества стал альбом «Takalar».
Желая продолжать свой творческий путь в направлении исполнения акустической музыки, Сенем собрала состав Senem Diyici Quartet. Как гласит официальная статистика коллектива, за время своего существования квартет дал более 600 концертов в 15 странах мира и записал 4 альбома, удостоенных различных почетных наград.
Но все же главным своим достижением музыканты группы считают установление уникального музыкального моста между культурой восточной Турции и западной Франции.
Рассказать о том, как происходит встреча Востока и Запада в музыке Senem Diyici Quartet лучше всего на примере инструментов, которые музыканты используют на своих концертах. Так, начавший свою карьеру как гитарист групп, играющих прогрессивный рок, Ален Блесин ныне в совершенстве овладел мастерством игры на древнем восточном струнном инструменте – уд, прародителе европейской лиры.
Напротив, с детства игравший на всевозможных разновидностях этнических флейт, таких как тростниковая флейта «най» или деревянная «каваль», Филипп Бота (Philippe Botta), увлекшись джазом, стал виртуозным саксофонистом. Перкуссионист квартета Франсуа Верли (Francois Verly) начинал знакомство с музыкой с уроков классического фортепиано и игры на органе.
Его профессиональная карьера началась в симфоническом оркестре (National Jazz Orchestra of France), продолжилась в прогрессив-рок-группе, и через увлечение импровизационной музыкой привела к сотрудничеству с такими мэтрами нового европейского джаза, как Marc Ducret, Francois Jeanneau, J.M. Pilc, Michel Portal, Nguyen Le…
Квинтет Джеймса Сполдинга feat. Марек Балата и Аркадий Овруцкий
США – Польша – Украина — Россия
Джеймс Сполдинг: саксофон, флейта
Ронни Барраш: ударные, вокал
Марек Балата: вокал
Аркадий Овруцкий: бас-гитара
Яков Окунь / Родион Гоборов: фортепиано
Джеймс Сполдинг (James Spaulding):
Саксофонист и флейтист Джеймс Сполдинг – живая легенда американского джаза. В подтверждение этих громких слов достаточно сказать, что на заре своей музыкальной карьеры он играл с Луисом Армстронгом и Дюком Эллингтоном – великими и далекими, как миф.
Профессиональный дебют Сполдинга, отметившего в этом году свой 70-летний юбилей, состоялся в возрасте 11 лет в составе r-n-b группы. После службы в армии, где он играл в военном оркестре, Сполдинг начал выступать в джаз-клубах Чикаго со своей группой. В 50-е гг. ХХ века он был принят в состав легендарного коллектива — Sun Ra Arkestra, что принесло молодому музыканту первую порцию славы.
Сполдинг вошел в историю джаза не как прославленный солист, а как один из наиболее часто приглашаемых сайдменов. Непременный участник десятка джазовых проектов 60-х гг, Сполдинг был чуть ли ни самым востребованным сайдменом на легендарном рекорд-лейбле Blue Note.
Всего же за свою более чем 60-летнюю карьеру он принял участие в записи более чем 100 альбомов: его удивительная манера игры легко узнаваема на слух при прослушивании совместных записей Сполдинга с Уэйном Шортером, Хорасом Сильвером, Маккоем Тайнером, Бобом Хатчерсоном и другими светилами джаза, чьи альбомы давно стали классикой джаза.
После переезда из Чикаго в Нью-Йорк музыкальная биография Сполдинга пополняется совместными проектами с Ренди Вестоном, Максом Роучем, Фредди Хаббардом, Хэрби Хэнкоком, Роном Картером. и легендарным Ellington Orchestra. Именно Дюку Эллингтону посвящает свою первую сольную запись Джеймс Сполдинг. Однако, справедливости ради, стоит заметить, что обложку этого альбома 1975-го года The Legacy of Duke Ellington («Наследие Дюка Эллингтона») украшает фото дочерей Сполдинга, Джины и Ивонны.
Если на словах описывать музыкальную манеру Сполдинга – это модерн, корнями глубоко уходящий в классический джаз; говоря про его стиль игры на саксофоне, чаще всего называют имя легендарного Чарли Паркера.
Игра Сполдинга на флейте «как будто заряжает током, удерживая при этом классическое равновесие, сохраняя элегантность и лиричность». Один из самых критичных российских джазовых критиков Дмитрий Ухов так описывает свои впечатления от концерта Сполдинга: «Когда он играет своих современников, которых давно пережил — Телониуса Монка, Хораса Сильвера и Джорджа Гершвина, Луи Армстронга и Дюка Эллингтона – легко поверить: все лучшее в джазе и впрямь состоялось где-то на рубеже 50-х и 60-х».
Марек Балата (Marek Balata):
Один из лучших вокалистов Восточной Европы в сфере импровизационной музыки, Марек Балата выступал и записывался с такими джазовыми звездами как Томаш Станько и Збигнев Намысловски, Урсула Дудзяк и Майкл Хендрикс.
В 1994 году Балата выпустил диск Voice Paintings, состоящий из авторских композиций, в которых отголоски польских фольклорных традиций и классического музыкального наследия Фредерика Шопена, словно миксером перемешанные с глубоким пониманием и интерпретациями американского блюза и бибопа.
По мнению критиков, как вокалист Марек Балата обладает дерзкой виртуозностью и воображением, поразительной широтой диапазона и безукоризненной интонацией. Для Балаты голос — не только уникальный природный дар, но и высочайшее мастерство, не столько средство самовыражения, сколько инструмент, которым он виртуозно владеет. Можно сказать, что Балата преследует тотальную инструментализацию голоса: он не поет тексты – он вокализирует так, что порой кажется, возможности его вокального диапазона безграничны!
Последние десять лет Марек Балата считается сильнейшим джазовым вокалистом Польши: официальное подтверждение тому – его бессменное лидерство в голосовании читателей авторитетнейшего европейского журнала Jazz Forum, ежегодно отдающих Балате титул «вокалист №1 в джазе».
Балата один из немногих джазовых вокалистов, использующих почти исключительно технику скэта, причем очень развитую и ушедшую далеко от обычной пост-боповой. В его пении довольно сильно ощущаются как фольклорные корни, так и современная авангардная школа. Он с равной свободой и легкостью исполняет обработки народных мотивов, джазовых стандартов и собственные импровизационные композиции.
На счету Балаты немало эксклюзивных проектов, с участием художников и артистов. Сам Балата не столько музыкант, сколько мульти-талантливый Артист, работающий на стыке сразу нескольких видов искусства; для него синтез искусств – совершенно естественное состояние. Давно и профессионально занимающийся живописью, Балата охотно представляет свои визуальные работы во время концертов, сопровождает пение показом видеоинсталляций, присовокупляет к музыке поэзию и танец («язык тела»).
Кроме того, что Марек Балата – уникальный музыкант, это еще и личность редкого обаяния. Польские журналисты негласно и не без оснований окрестили его «европейским Боббом Макферрином»: он столь же обаятелен и непосредственен в общении с публикой, как и с Музыкой.
Ронни Барраж (Ronnie Burrage):
Если вы заглянете на персональную страницу Ронни Барража в Интернет, то не найдете там привычной биографии и собрания интервью. Вас встретит хронологически выверенный «послужной лист», состоящий из внушительного списка мировых турне, в которых он принимал участие, и групп, в составе которых совершал гастроли или давал концерты: Courtney Pine Group, Archie Shepp Quartet, Michal Urbaniak project, Сoltrane Legacy Big Band.
Барраж не без оснований полагает, что такая информация о нем, как о музыканте, не требует дополнительных комментариев! Все недосказанное он готов рассказать на сцене во время концерта!..
Аркадий Овруцкий:
Один из известнейших джазовых басистов России, Аркадий Овруцкий родился в Киеве. После окончания Киевского музыкального училища им. Глиера, он продолжил обучение в Российской академии музыки им. Гнесиных, став в 1992 г. первым бас-гитаристом России с высшим музыкальным образованием.
С середины 90-х гг. Аркадий жил в Польше, где выступал с ведущими польскими джазовыми музыкантами: Namyslowski, Baron, Wojtasik, Mencel, Pieronczyk. В 2002 г. Овруцкий выпустил свой первый альбом «New Age».
В 2003 г. прошел курс обучения в Berklee Summer Clinic в Италии. С 2005 г. – стипендиат Нью-йоркской школы Джона Патитуччи The Collective. Помимо активной концертной деятельности, Аркадий блестяще начал свою преподавательскую карьеру, дав в сентябре 2006 г. старт первому «Киевскому интенсиву для вокалистов и барабанщиков».