Страна: США
Режиссёр: Антон Корбайн
Актёры: Сэм Райли, Саманта Мортон («Особое мнение»), Александра Мария Лара («Молодость без молодости»), Джо Андерсен
АРТ Хаус трафик представляет:
Приз за лучший режиссерский дебют Каннского кинофестиваля;
Лучший фильм программы «Двухнедельник режиссеров»
Последние годы жизни Иена Кертиса, загадочного солиста культовой английской пост-панковой группы Joy Division. Борьба между его неумирающей любовью к жене и бурно развивающимися отношениями с любовницей, изматывающие приступы эпилепсии, невероятный талант и всепоглощающие выступления на сцене. Все это завершается трагическим самоубийством в 1980 году.
Сценарий «Контроля» основывается на мемуарах вдовы вокалиста, Деборы Кертис, которая также выступила сопродюсером фильма. Название ленты отсылает к песни Joy Division «She's Lost Control» — считается, что это произведение наиболее полно отражает мировосприятие покончившего с собой музыканта.
«Это мой первый фильм, и я ждал от него очень многого. Я сделал в нем много такого, от чего меня отговаривали: снимал в черно-белом, взял неизвестного актера на главную роль, вложил в кино собственные деньги. И все получилось отлично».
Антон Корбайн
Антон Корбайн — самый легендарный рок-фотограф в истории жанра и один из самых известных клипмейкеров. Список его клиентов выглядит как алфавитный указатель рок-энциклопедии: U2, Depeche Mode, R.E.M., Metallica, Nirvana, Foo Fighters, Tricky, Дэвид Сильвиэн, Джон Ли Хукер, Ник Кейв, Брайен Ферри, Бон Джови и десятки других. Он снял несколько документальных фильмов и выпустил десяток книг фотографий, а его выставки открываются по всему миру практически каждую неделю. Уроженец маленького голландского городка неподалеку от Роттердама, в 24 года Корбайн покинул свою марихуанно-тюльпановую родину и уехал в Лондон — как оказалось, навсегда. Причина переезда была проста как три аккорда — однажды Антон услышал голос вокалиста манчестерского квартета Joy Division, суперзвезды депрессивного пост-панка Иена Кертиса.
По прибытию в Лондон Корбайн мгновенно оказался в эпицентре буйного ренессансного расцвета пост-панк-тусовки и быстро превратился в ее виднейшего фотолетописца. Он даже успел отснять своих любимцев — антиутопически-мрачная съемка квартета на эскалаторе лондонской подземки стала одной из знаковых для Joy Division. Через год после эмиграции Корбайна Иен Кертис, пересмотрев свой любимый фильм — «Строшека» Вернера Херцога и врубив на полную альбом Игги Попа «The Idiot» — повесился у себя на кухне в Манчестере. 27 лет спустя 52-летний Антон Корбайн вернется на круги своя и дебютирует в игровом кино фильмом «Контроль», названном в честь великого хита Joy Division «She's Lost Control» — черно-белым трибьютом группе, которая перевернула его жизнь и превратила в легенду.
ПРЕССА
Рок-легенда гласит, что лучшие умирают молодыми — в 27, если говорить точнее. Курт Кобейн, Джими Хендрикс, Джим Моррисон? Все умерли до того, как на их праздничном пироге были задуты 28 свечей. К сожалению, Иен Кертис из Joy Division не прожил даже так долго: ему было 23, когда он вышел из игры, записав всего два альбома за свою стремительную карьеру. Это трагическая жизнь, подходящая для фильма. Ее представил нам фотограф и друг группы Антон Корбайн в блестящем монохромном кинопортрете… Воплотивший на экране Кертиса молодой актер Райли — подлинное открытие режиссера. Все находится под контролем, когда под его предводительством группа исполняет вживую «Transmission», «She's Lost Control» и «Dead Souls». Для тех, кто не застал конец 1970-х: это (до жути) похоже на оригинал.
Так что же убило Иена Кертиса? Даже если необязательное отступление в гипнотизм ошибочно намекает на другие влияния, вывод здесь прост: его погубили ожидания и эпилепсия. Ему уже обеспечено бессмертие в музыке. Сегодня, 27 лет спустя смерти, эта юная заблудшая душа получила поразительную визуальную эпитафию.
«Контроль» — самая трогательная биографическая лента года. Райли и музыканты превосходны, а Корбайну удалось сделать тональность фильма и вневременной, и точно привязанной к историческому периоду.
Джонатан Дэн, Тotalfilm.com
…Если вы ожидаете найти здесь сентиментальную версию фильма «Дорз», копающуюся в психике нездорового музыканта, вы будете удивлены. Неважно, можете ли вы отличить Joy Division от Кайли Миноуг, фильм Корбайна — это и правда всего лишь отчет о короткой, но оказавшей большое влияние жизни Кертиса, отбирающий его от создателей мифов, которые видят в нем какого-то визионера в длинном плаще, и напоминающий нам, что в 23 года умер парень, который слишком рано женился и боролся с чувством вины, порожденным неверностью. Корбайн не только восстанавливает портрет Кертиса как человека, но и заквашивает свой рассказ на большой дозе сухого юмора, который противостоит мрачному настроению героя.
Фильму свойственна нарастающая энергия, которая находит свое самое полное выражение в финальном выступлении Joy Division. Актеры играют и поют по-настоящему, а не просто делают вид, они возрождают к жизни резкое звучание гитары, но Райли и здесь выходит на первый план, изображая танцевальные движения Кертиса, похожие на танец дервишей, со зловещей энергией.
Фильм о творческом и эмоциональном сгорании, который говорит о хрупкости души больше, чем это можно было бы сделать с помощью монтажа, продажи билетов на концерты и объявлений «все продано».
Дэмон Уайз, Empireonline.com
Неслучайно голландца Корбийна упорно по английским правилам именуют Корбайном: имя это — в единственном написании и любой транскрипции – уже несколько десятков лет олицетворяет пятый элемент в одной британской и одной ирландской группировках. Оставаясь по объективным причинам за объективом, Корбайн всё это время творит визуальную историю, разрываемую фанатами Depeche Mode и U2 на части, – всё то, что под аккомпанемент главных в жизни песен пёстро, контрастно, красиво и вызывающе складывается в ящик с надписью «Кумиры».
Фотографии, однако, сейчас для Корбайна — лишь антураж: он любовно возит по миру свой первый художественный фильм, рассказывающий о солисте группы Joy Division Иене Кертисе, а точнее, о его физических и душевных мучениях — фильм, во всех интервью трепетно оберегаемый режиссёром словно ранимое создание, несущее его, художника, боль, поэзию, близкую тему и рвущуюся душу.
В сущности, схематичная история, стирающая пыль с периметра стандартного любовного треугольника. В сущности, узнаваемые и нет песни, обрамлённые в подогнанные под время подмостки и инструменты. Ничего, в сущности, необычного – если бы фильм не западал в сознание и, что там кадрами, целыми сценами не всплывал потом в памяти
Главный художник рок-н-ролла снял фильм о рок-н-ролле. Рок-н-ролле процеженном, настоянном и забирающем за талант мещанское спокойствие. Исполнительница роли Деборы Кёртис в фильме – aka русалка из фантастической истории любви под названием «Electrical Storm» – сказала, что для съёмок фильма «Контроль» Корбайн заложил свой дом.
Мария Барлебен, НАШЕ.ру