Художника Дмитрия Дульфана не только невозможно ни с кем спутать, но даже сложно с кем-то сравнивать. По той простой причине, что его творения ни на что не похожи. Жанр этих работ можно определить как световые скульптуры и инсталляции. Их можно назвать и светильниками, но это не дизайнерские объекты. Может быть, это светящиеся формы другой жизни, пришельцы, инопланетяне, которых невозможно однозначно отнести к животному или растительному миру. Облик этого мира отличается от наших реалий. Его местоположение относительно нашей реальности автором не оговаривается: то ли это параллельный мир, то ли другая планета.
Так же сложно соотнести работы Дульфана с продуктом большинства современных авторов, чье творчество, даже в самых замысловатых формах, все равно является комментарием к окружающей действительности. Дульфана, похоже, действительность совсем не интересует, во всяком случае, окружающая. Ибо работы его явно являются порождением мира внутреннего. И не важно, какие космогонические мифы формируют его мировоззрение, и какие эзотерические психопрактики он предпочитает. Важно то, что в результате возникает новая реальность, неизвестная ранее. Дульфан – визионер, но его мистическое знание оказывается практическим: его мимолетные видения превращаются в материальные объекты. Он являет нам наличие этих образов, делает эту удивительную реальность доступной нормальному бодрствующему сознанию.
Мифотворчество Дульфана глубоко личное, вовсе не претендующее на портрет эпохи – это репрезентация индивидуального опыта. Он сумел создать свое неповторимое художественное пространство. Его миф, как и положено мифу, имеет своих персонажей. Он причитывается без помощи авторских комментариев. Его удивительные творения напоминают то ли растения, то ли на насекомых, то ли гадов морских. Они рассказывают о ландшафтах инопланетных миров или отсылают к таинству появления первых живых организмов.
Еще в начале 90-х художник изобретает собственные уникальные модели световых инсталляций, с тех пор свет есть неизменной частью его работ. Сначала это были вручную сделанные из флуоресцентных ламп, бумаги и ткани «виртуальные сады», их фантасмагорические цветы и растения излучали «догорающие смыслы». Затем Дмитрий Дульфан объединял неон «кислотных» цветов с зеркалами и разнообразным «алхимическом» оборудованием – колбами, трубками, змеевиками и т.д. и добивался различных оптических эффектов и искажений.
В последние годы он создает причудливые «светильники» разных размеров и очертаний, которые сам художник называет «темнильничками». Вначале он сочетает гипс и силикон, чтобы создавать различные формы и фактуры. Сегодня он работает с целлофаном — переплавляет упаковочный материал в странных существ. Материал, с которым он работает, — это всего лишь средство, а не авторский бренд. Дульфан их с легкостью меняет, добиваясь новых эффектов. Неизменен лишь свет идущий изнутри.
Свет является главным инструментом творения. В представлении Дульфана свет — это изначальный элемент мироздания, одна из основ бытия, не столько физическое явление, сколько мистическая категория. Художник, берущийся за такую материю, сродни шаману или алхимику. Дульфан заставляет его являться в виде таинственного мерцания, пробивающегося через слои полупрозрачных материалов. Он заполняет пространство своей тайной комнаты иной «органической» материей, активизированной светом.
Художник вовлекает зрителя в свой Арт-аттракцион, который на самом деле есть его тайная комната, его приватное психоделическое пространство. Здесь раскрываются секреты авторского подсознания. Путешествие в подсознание не подчиняется законам Четвертого измерения – времени. Поэтому для Дульфана эра технологии не означает конец эры волшебства.
Наталия Филоненко, 2009