«Для взрослых людей внутренний мир детей представляется беззаботным миром фантазий и игр. Не знаю, как Вы, уважаемый зритель, но я отчётливо помню, как часто я в детстве давал себе клятвы, что, став взрослым, буду обязательно помнить, каково это — быть ребёнком. К сожалению, не получилось… Утрата этого знания — одна из самых главных потерь нашей жизни. Возможно, это предопределено самой природой человека, свойствами его памяти? Но, перечитав сказку Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», я поразился тому насколько точно, пронзительно, а порой и безжалостно великий романтик анализирует движения детской души. Его исследование (задолго до Фрейда) снимает флёр идеализации с психологии ребёнка и позволяет намного глубже заглянуть в глаза тому чуду, которое называется «ДЕТСТВО».
И тем не менее, наш «Щелкунчик», в первую очередь, сказка. Сказка о маленькой Мари, мечтающей о счастье и любви, об этих мечтах, позволивших ей чудесным образом перенестись в дом советника Штальбаума, о советнике Штальбауме и его супруге, превращённых господином Дроссельмейером в короля и королеву мышей, о господине Дроссельмейере, подарившем Мари замечательную куклу, в чём-то удивительным образом похожую на себя, об этой кукле (мы будем называть её Щелкунчик), ставшей первой настоящей любовью Мари. А главное о том, что всё в этой истории оказывается на деле не тем, чем кажется с первого взгляда».
Раду Поклитару
Секрет невероятной популярности у зрителей спектакля «Щелкунчик» кроется в волшебной смеси красоты и сказки с трагедией и глубокой психологичностью этого спектакля. Огромные мыши, угрожавшие счастью влюбленных, оказываются их лучшими друзьями, в отличие от людей, которые медленно, но верно ведут главную героиню к незаметной и страшной смерти.