Личное дело Димитрия Лебедева
На выставке будут представлены акварельные произведения, наброски, рисунки, документы, иллюстрации к научно-фантастической повести 1918 года Дмитрия Лебедева (1899–1922). Александр Дмитренко 2 года проводил исследование, искал информацию и документы. И, вот, только теперь, когда собраны воедино все найденные факты жизни этого молодого и, безусловно, талантливого художника, мы представляем Вашему вниманию выставку-исследование «Личное дело Димитрия Лебедева». Впервые на суд зрителя отдано творчество художника – практически в полном объеме, в т.ч. 3 работы из 4-х, экспонировавшихся в Одессе на выставке Общества независимых художников в 1919 году, и эскизы к 4-ой работе. Из сохранившегося каталога выставки «Независимых» художников Одессы 1919 года было известно следующее. 7 декабря 1919 года в Одесском городском музее изящных искусств открылась выставка картин «Независимых». На выставке представлялись произведения художников «Мир искусства», среди прочих: А. Бенуа, М. Врубель, Н. Гончарова, М. Добужинский, Н. Рерих, З. Серебрякова и произведения современных художников-членов и экспонентов Общества независимых. Среди участников выставки в каталоге указаны: Г. Бострем, М. Гершенфельд, С. Кишиневский, А. Кобцев, Д. Лебедев, И. Малик, С. Милеев, В. Мюллер, С. Олесевич, С. Фазини, Т. Фраерман и др. Лебедев Дмитрий Михайлович на выставке 1919 года представил 4 работы: «Врата горизонта», «Небесная корова», «Восход солнца», «Колокола». Образовавшись еще в 1916 году, Общество независимых художников активно включилось в выставочный процесс в городе. Председателем «Независимых» был М. Гершенфельд, секретарем и казначеем – В. Крихацкий. Общество просуществовало до 1920 года и провело еще несколько самостоятельных выставок – одну в 1917 г., две в 1918 г. и последнюю в декабре 1919 года. Наша выставка поможет Вам окунуться в мир молодого художника, в эпоху 20-х годов прошлого столетия, в смутное время, в период излома государственной системы, убеждений и верований, краха надежд и мировоззрений. К выставке выпущен каталог, созданный практически вручную, поэтому выпущен ограниченным тиражом, всего 20 экземпляров. Из статьи Евгения Михайловича Голубовского «Музыка сфер» к каталогу выставки: «Сдержанные, в холодной гамме, работы. Трагизм не только в цвете, не только в продуманном названии картин (а это картины, в какой технике они ни были бы исполнены), трагизм в понимании ужаса эпохи. Но если немецкий философ Освальд Шпенглер предрекал «Закат Европы», то одесский юноша Димитрий Лебедев сопрягал земное и небесное и веровал в высший разум Космоса… Один архив. Одна находка. Но как она расширила наше представление о художественных поисках в переломные годы, когда мир встал на дыбы. Александр Дмитренко очень точно назвал эту экспозицию выставкой-исследованием. Удивительно и то, что перед нами предстает не просто незаурядный художник, о возрасте которого забываешь, а единое всетворчество, где нет начала и конца – а есть преклонение перед тем, какими огненными столпами из века в век говорит звезда со звездою, и с человеком, услышавшим музыку сфер».
|