Нужны новые формы

Народный студенческий театр ЧГПУ «Профиль» вернулся с V Международного фестиваля профессиональных и любительских театров «МОЛОКО» (г. Одесса, Украина). Результат – третье место, лучшая роль второго плана и впечатления. Ими и поделимся.

Поездка оказалась очень насыщенной. За семь дней нужно было
и во всех фестивальных мероприятиях поучаствовать, и на море позагорать, и город, овеянный легендарной славой, посмотреть. Оказалось, что времени на все это мало, тем более что интересующие нас пункты находятся в разных концах города, а транспорт в Одессе – явление специфическое: из-за узких улиц он ходит «кругами», и вернуться той же дорогой, какой приехал в незнакомое место невозможно.
- Как доехать до бульвара Михаила Жванецкого?
- А в Одессе есть бульвар Жванецкого? Вот бы никогда не подумала!…

- Кондуктор, скажите, где нам выйти, чтобы пересесть на 232 маршрутку?
- Ша, девочки, не нервируйте тётю, она на работе…

- Передайте за проезд, пожалуйста.
- У нас платят на выходе, если вы передадите сейчас, водитель решит, что все уже вышли и вообще не будет останавливаться.

Фестиваль оказался очень непохожим на все, в которых мы участвовали раньше. Он «развернут» не на участников, а на зрителей – его основная задача: показать городу и его гостям максимальное количество разных спектаклей. Поэтому нет таких привычных и даже обязательных на других фестивалях обсуждений спектаклей, фестивальная программа объединяет прекрасные спектакли различных жанровых направлений, и зал Одесского культурного центра (очень хороший, к слову, зал) полон. Профессионализм участников был очевиден и обеспечил высокий уровень спектаклей. Здесь было крайне мало «технических накладок», плохих голосов, откровенных ошибок. Выглядеть достойным театром на таком фоне, безусловно, приятно. С другой стороны, традиционно фестивальная задача – показать направления экспериментов, проб, поиска новых форм, в данном случае перед организаторами не стояла, что породило двойственное впечатление от увиденного.
Яркий пример – спектакль театра «7 этаж», в котором играют студенты IV курса режиссерского отделения Белорусского государственного университета культуры и искусств, «Две невыдуманные истории». Два анекдота: «Любовь» Л. Петрушевской «Дом окнами в поле» А. Вампилова объединены по принципу повторяемости ситуации: любовь, неспособность объясниться, выяснить отношения, уходящее время, близость трагедии и благополучное разрешение конфликта. Режиссер (доцент каф. театрального ТВ-ва БГУКиИ З.М. Пасютина) компонует тексты в соответствии с хронологией и выстраивает эмоциональную вертикаль от почти разрыва между героями, описанного Петрушевской, к торжеству любви у Вампилова. Одновременно умело решаются и педагогические задачи: текст Петрушевской актерам явно не по возрасту, о чем увлеченный второй частью зритель успевает забыть к концу спектакля. Исполнители ролей деревенской работницы Астафьевой и учителя Третьякова из второй части спектакля вызывают абсолютное доверие зрителя. История трехлетней любви, которая может погибнуть только потому, что накануне отъезда учителя они так и не объяснились, полна юмора, лиризма и тоски, и в сочетании с обаянием артистов вызывает сочувствие, умиление, радостное ожидание счастливого финала всего зала. В то же время тексты, написанные в 70-х, в стилистике тех же 70-х и поставлены, что кажется уже анахронизмом. Пьесы, которые содержат в себе мощный потенциал не просто актуальности – вневременности, решены в духе МХАТа 1974 года, когда впервые «Любовь» Петрушевской появилась на сцене. Нежелание режиссера даже попытаться найти новый поворот, новую форму, боязнь рисковать и пробовать огорчило не меньше, чем порадовала работа артистов и с артистами.
Еще более очевидно неактуальность формы, желание пользоваться наработанными (и отработавшими) приемами демонстрирует спектакль «Фаина Раневская: Космическое одиночество» (театр «Образ», Днепропетровск), неоднозначно принятый залом. Он начался многообещающе: детские сцены – фейерверк игры, очарования, блестящих этюдов, эпизод с Волошиным – трагическое потрясение. А дальше… Авторы спектакля осознавали, что хотят о-о-очень серьезно говорить об о-о-очень серьезных вещах, а потому скоро остановили поток фантазии, выстроили актеров в правильные симметричные мизансцены и заставили трагическими голосами под не менее трагическую музыку вещать о нелегкой судьбе глубоко несчастной актрисы. Получилось выступление агитбригады из далекого прошлого. Герой сменился, а пафос остался. Уважение к материалу актеров и зрителей в какой-то мере объединяло, однако форма его подачи чем ближе к финалу, тем более разрывала коммуникацию с залом.
На таком фоне приятным открытием стала премьера спектакля «Оскар» Одесского Культурного Центра по повести Э.-Э Шмитта «Оскар и Розовая дама». При всей любви постановщиков (один фильм и несчетное количество спектаклей) к этому тексту, он очень опасен – слишком легко из адресованных Богу писем умирающего в канун Рождества десятилетнего мальчика сделать слащавую сказку ни о чем. Поэтому режиссеры ищут «ход» к этому тексту, например, в самой известной в России постановке театра им. Ленсовета (режиссер – В. Пази, исполнительница – А. Фрейндлих) актриса озвучивала найденные ею письма, и такое отстранение стало адекватной формой подачи материала. Режиссер спектакля «Оскар» (народный артист Украины А. Кужельный) использует проекции детских рисунков, закулисные голоса, игры со светом, но главная его находка – сам Оскар (Ю. Родионов). Чистый, светлый, в меру наивный он проживает отведенные ему дни с полной ответственностью за себя и окружающих его людей (Пегги Блю, родителей). Артисты самозабвенно играют в предложенную им игру и увлекают за собой в тот придуманный мир, где можно за десять дней прожить сто лет, написать письмо Богу и он непременно исполнит твою просьбу (по одной в день). На этом фоне уходит ощущение надвигающейся смерти, да и сама смерть в спектакле – уход актера к свету, к снегу. Спорно, но просветлённо и вызывает ощущение уравновешенности и порядка, царящих в мире.
Еще одним приятным открытием стал детский театр из Киева «Твори свободно», показавший мюзикл «Кошкин дом». Детская постановка выглядела очень достойно рядом со взрослыми спектаклями. Выразительные голоса, умно прочитанная известная с детства сказка о дружбе и взаимопомощи, красивые и хорошо оформленные мизансцены… немногие недостатки спектакля явно были связаны со сменой площадки и естественными трудностями выступления в чужих стенах. Истории про животных – раздолье для артиста: яркая характерность, возможность поэкспериментировать с пластикой, поиграть с внешним видом и костюмом, найти специфическую манеру двигаться и говорить – возможности, которые режиссер (В. Маматенко) и актеры активно использовали. Дополнительный аромат постановке добавлял украинский язык, к звучанию которого мы к середине фестиваля уже привыкли.
Несмотря на то, что главной фигурой фестиваля был зритель, программа, адресованная театралам-участникам, была достаточно продуманной и наполненной. Хочется остановиться на нескольких мастер-классах из восьми, посещенных участниками «Профиля». Очень профессиональный и деловой разговор о сути и содержании театральной афиши, приемах и правилах ее оформления провел на своем мастер-классе театральный художник и дизайнер Денис Сидак (автор стильной и броской символики фестиваля, которой во время его проведения был оклеен весь город). На мастер-класс Натальи Малютиной, доктора филологических наук, профессора кафедры украинской литературы Одесского государственного университета «Теория драмы: Разрушение стереотипов в ХХ веке» собрались авторы, пишущие драму и о драме, поэтому диалог состоялся насыщенный и продуктивный. Практически конкретный, профессиональный и полезный для нас разговор о технологиях и способах создания декораций и костюмов состоялся на мастер-классе сценографа, заслуженного деятеля искусств Украины Эммы Зайцевой.
Фестиваль оказался насыщенным и полезным. Новые знакомства, старые друзья. Выводы о том, как надо и как не надо делать спектакли. Город, в сложном переплетении улиц которого мы почти уже начали разбираться. А еще там было море…

Доктор филол. наук, профессор кафедры литературы и МПЛ, руководитель народного студенческого театра «Профиль» Н.Э. Сейбель