Отправной точкой для одесского концептуализма принято считать 1982 год. Ведь именно тогда произошла легендарная встреча Леонида Войцехова c Сергеем Ануфриевым, который вскоре «подтянул» за собой Юрия Лейдермана, Игоря Чацкина, «Перцев» и других. Именно в том году началось формирование «концептуалистской группы», был осуществлен первый виток намотки, за которым последовали следующие витки — и, в результате, «намотались» все, кого мы сегодня причисляем к кругу одесских концептуалистов. Именно в том году в Одессе и Москве состоялись знаковые акции Владимира Наумца с привлечением Сергея Ануфриева, только начинавшего тогда свой творческий путь.
Вместе с тем, в воспоминаниях непосредственных участников тех событий мы обнаруживаем многочисленные упоминания о периоде, предшествующем 82-му году. О нереализованных либо утерянных работах Войцехова 70-х, о «кретиническом реализме» Владимира Федорова (будущего Федота) и Алексея Коциевского, творчестве Владимира Сальникова и Андрея Маринюка конца 70-х – начала 80-х…
Мы решили обратиться к этому интереснейшему и практически неизвестному широкой публике этапу в развитии одесского искусства – этапу спонтанных, «неосознанных» поисков нового художественного языка, выразительных форм и творческих подходов. Этапу, когда новоявленные «одесские мальчики», еще не считавшие себя художниками, давали себе волю экспериментировать и изобретать, не зная ограничений.
Творчество было частью их стиля жизни, и свои работы они рассматривали не столько в качестве «произведений искусства», сколько в качестве атрибутов этого стиля, своего рода «паролем для своих». Они свободно творили в условиях культурной изоляции, постоянного давления со стороны окружающего монолитного Советского Мира. Мира, который исключал возможность обмена с миром «внешним», но в то же время — побуждал к выработке собственных средств интеллектуального выживания во враждебном окружении. Чуждое социального пафоса, по-одесски витальное и ироничное, неряшливое и ребяческое, замешанное на одесском фольклоре, их творчество подготовило почву для возникновения и становления художественного явления, которое мы сегодня определяем как «одесский концептуализм».
Мы обращаемся к началу, к истокам этого явления, к протоконцептуализму, оставляя за скобками риторический вопрос: кто же все-таки придумал этот «одесский концептуализм»?
На выставке будут представлены работы Алексея Коциевского, Андрея Маринюка, Владимира Сальникова, Владимира Федорова 1978-81 гг., архивные материалы, видео-интервью…