Новый проект Yatlo gallery вновь выдержан в русле работы галереи: создание художественной ситуации и почвы для интеллектуального общения, полемики и дискуссии, что призвано вернуть Одессе статус культурного города — участника глобального художественного процесса.
Очередной проект, который представляет галерея – «Экраны» одесского художника Мирослава Кульчицкого, который сейчас лучше известен в западных художественных кругах и культурных институциях, чем в Одессе.
Мирослав Кульчицкий работает в разных жанрах: видео, инсталляция, фото, мультимедиа, интермедийные проекты. При этом разные формы сводятся у художника к мощной концептуальной составляющей его творчества: работа с определенной идеей, социальное интегрирование искусства, фокусирование на проблемах, которые волнует людей «здесь и сейчас».
Новый проект «Экраны» задается темой, какой мы видим окружающую нас реальность, в которой быстрый ритм жизни и поток информации из обрывков образов или фраз создают почву для неожиданных открытий и парадоксов.
В своем проекте художник воспроизводит исследование пяти социокультурных феноменов, актуальных образов реальности, каждому из которых посвящена серия цифровых принтов.
Например, индекс Dow Jones — один из основных индексов, отражающих уровень деловой активности и состояние мировой экономики. Инвесторы по всему миру, отслеживая его колебания, принимают решения о вложениях или об изъятии вкладов. Эта бесплотная «субстанция», зримая в виде точек, диаграмм и графиков, теперь распространяется на экономики целых регионов и стран, и, в конечном итоге, способна изменить реальность. «Этот график — уже не график, а «существо», живущее и действующее по своим законам и правилам» — иронично заявляет художник и, учитывая степень влияния Dow Jones, как социокультурного феномена, отводит ему в своем проекте роль «благодарного объекта портретизации».
Либо – Николь Кидман, которой автор проекта, по собственному признанию, искренне восхищается как киноактрисой, и посвящает ей отдельную серию работ, исследующую социокультурный феномен вокруг ее образа. На «экранах» (цифровых принтах) показаны стоп-кадры из фильма «Другие» Алехандро Аменабара, в котором она сыграла главную роль. На изображении нет самой актрисы, но запечатлены пространства, где она была, снабженные комментарием: «Там была Николь». Это — те интерьеры, в которых проходили съемки фильма, и которые она «оживила» своим присутствием.
Либо – еще одна реальная личность, вполне обретшая статус социокультурного феномена для современного украинского арт-рынка: украинский бизнесмен Виктор Пинчук, которого в своем проекте художник «перемещает» из вполне реального «фотографического» формата в вымышленный «живописный» с парадоксальным комментарием: «Пинчук, как он есть на самом деле».
Насколько реальна та «реальность», которую мы видим вокруг себя — в телерепортажах, в рекламных постерах, в фотографиях, в Интернете или в повседневной жизни? На примере проекта «Экраны» зрителю предложено обнаружить новое и неожиданное во вполне привычных образах, которые наполняются новыми смыслами и обретают новые нюансы.
Мирослав Кульчицкий принимал активное участие как художник и куратор во многих резонансных одесских и всеукраинских арт-проектах 90-х, участник многочисленных международных выставок и фестивалей современного искусства и мультимедиа за рубежом.
Среди них — выставки в Музеях современного искусства Берлина, Стокгольма, Будапешта, Загреба, выставочных центрах Art System, Торонто, Passage de Retz, Париж, галереях Bergen und Hohenhal, Кельн, Rotor, Грац, участие в международных фестивалях видео и мультимедиа Videoformes (Клермон-Ферран, Франция), Les 6emes Videogrammes (Марсель, Франция), Impact (Утрехт, Нидерланды), биеннале Art Santa Fe (Нью-Мексико, США) и др.