Швейк! Похождения бравого солдата
В Одесском областном театре юного зрителя им. Н.Островского состоялся спектакль Театра Натальи Прокопенко «Швейк! Похождения бравого солдата» – героическая комедия в двух действиях по знаменитому роману чешского писателя Ярослава Гашека. Йозеф Швейк — болтливый, но благовоспитанный увалень, который периодически страдает приступами ревматизма и предприимчивости (чаще всего — одновременно). Уволен с военной службы, так как признан медиками «полным идиотом». До войны занимался торговлей крадеными собаками, с началом Первой Мировой громогласно объявил о своем желании идти на фронт. И пошел, точнее поехал (о чем даже написала местная пресса). Успел побывать в полиции, в сумасшедшем доме и даже в гарнизонной тюрьме как дезертир и симулянт. Герой?! Сомнительно
Но с чем же тогда связана его популярность? Как объяснить то, что переводы незаконченного романа Ярослава Гашека на множество языков (в числе которых даже искусственно созданный эсперанто) облетели земной шар, и благодаря этому о похождениях простого солдата узнал весь мир? Узнал и буквально влюбился в Швейка. Почему история его деяний актуальна до сих пор? Есть секрет, и спрятан он где-то в дебрях личностной философии Йозефа Швейка, в его поведении, отношении к окружающей действительности — ведь все не так-то просто, как могло показаться на первый взгляд
История, написанная Ярославом Гашеком еще в самом начале прошлого века, интригует, будоражит умы, заставляет современных деятелей искусства работать, в первую очередь, над созданием новых спектаклей о бравом солдате Швейке. Новая антрепризная постановка Натальи Прокопенко, в которой заняты актеры одесских театров, по моему мнению, стала наиболее удачной из последних премьер. Во-первых, тема «маленького человека», идущего на поводу у собственных слабостей и общественных предрассудков, человека, предстающего в разных ипостасях (при этом не всегда однозначно позитивных), актуальна всегда. Во-вторых, в постановке есть масштаб, зрелищность, эмоция. Нет никаких рамок, напрочь отсутствует пресловутая «четвертая стена» (которую, как показывает практика, не так уж и легко преодолеть), актеры свободно перемещаются как угодно и где угодно, вовлекая зрителей с головой в события минувших лет, захватывая внимание целиком и полностью. Если уж говорить откровенно, поначалу подобная свобода даже несколько настораживает. Представьте, сидите вы в зале перед началом спектакля, играет гимн, какой-то офицер посредством дикого крика призывает всех встать, а затем начинается перебранка, и «компетентные органы» буквально выволакивают за шиворот сидящих в зале зрителей на сцену! Тут поневоле поднапряжешься и поежишься: перспектива оказаться в числе «неугодных» не слишком-то радует. Но в данном случае цель на все 100% оправдывает средства: эпоха предстает перед зрителем во всей своей «красе», а сидящие в зале покорно следуют «проторенным путем», ощущая себя непосредственными участниками событий, а со временем и вовсе перестают пугаться и начинают чувствовать себя как рыба в воде, наслаждаясь правдоподобностью всего происходящего. Когда же на сцене умирает Ярослав Гашек, в последний путь мастера провожает Швейк (герой его же недописанного романа), граница между выдумкой и реальностью стирается полностью, они словно становятся единым целым. Эта сцена одна из самых сильных в спектакле, она искренна, эмоциональна, знакова: умирает создатель-отец, а его детище продолжает жить, продлевая память о трагических событиях ушедшей эпохи на долгие годы, а вместе с тем снова и снова дает повод призадуматься о человеческих взаимоотношениях, смысле бытия, о цене жизни и смерти. Ну а в-третьих, в спектакле Натальи Прокопенко есть
самый настоящий Швейк! Такой, как у Гашека, такой, каким он должен быть. Сказать, что Дмитрий Олешко удачно исполнил роль бравого солдата — ничего не сказать, иного Йозефа Швейка представить трудно — уж очень персонаж колоритный и обаятельный вышел. Хорошо исполнили свои роли и другие актеры: Александр Самусенко, Денис Фалюта, но Олешко — достоин самых искренних похвал. Он подарил постановке какую-то особую динамику и незабываемую
естественность, что ли? Так, благодаря всем этим «во-первых, во-вторых и в-третьих» спектакль вышел замечательный: смешной, яркий, поучительный. И главное — зритель понял позицию Швейка: война не нужна никому. Ее вообще не будет, если никто на нее не пойдет. Да и зачем вообще помышлять о подобном? И так есть куда пойти, есть места, где тебя ждут, где тебе рады, где ты дома. Одесский зритель понял Швейка, принял его точку зрения и согласился, что так действительно лучше. Дело за малым — не забывать об этом в реальной жизни, ведь по-настоящему брав не тот солдат, который знает военное дело, а тот, кто знает, как войну отменить. Журналист: Ольга Разина |