Реж. Кристиан Карион
В ролях: Диана Крюгер, Даниель Брюль, Гийом Кане и др.
В канун Рождества 1914 года четверо людей пережили незабываемое. Шотландский священник, французский лейтенант, немецкий тенор и его возлюбленная оказались в самом сердце спонтанного братства, возникшего между траншеями немцев, англичан и французов.Ружья были оставлены на дне окопов, а сами солдаты и офицеры вышли навстречу друг другу, чтобы обменяться сигаретами, разделить шоколад и пожелать друг другу: «Счастливого Рождества!»
Номинант премии «Оскар-2006»
Рецензия Игоря Михайлова:
«Пикник на окопчине»
Когда говорят музы, пушки молчат. Справедливость этой прописной истины еще раз напоминает кинофильм «Счастливого рождества», проникнутый антивоенным пафосом и предвестническими настроениями торжества идеалов объединенной Европы. Сколько бы мы не говорили о бюрократии Европейского Сообщества и двойных стандартах в вопросах защиты прав человека, нельзя отрицать, что провозглашаемые в Европе ценности: гуманизм, приоритет защиты прав личности перед интересами государства, свобода, равенство, братство – не имеют более привлекательных аналогов. О том, как в самом начале Первой Мировой войны эти теоретические постулаты на короткий момент оказались воплощены на практике, и рассказывает кинопроект «Счастливого рождества».
Перед рождественской ночью 1914 года на западном фронте продолжались тяжелые кровопролитные бои. Наступившее перед общим праздником затишье казалось случайным подарком судьбы. В шотландских полках тут же заиграли народные волынки. Во французском авангарде откупорили бутылки с шампанским. А в немецкие окопы прибыли асы оперной музыки, разлученные войной — Николаус Шпринк, выдающийся тенор Берлинской оперы, и его бывшая партнерша по жизни и вокальному дуэту Анна Соренсен. Случайное соприкосновение музыкальных эманаций вызвало резонанс в человеческих душах, и солдаты враждующих армий объявили несанкционированное перемирие. В течение пары дней они закусывали французское шампанское немецким шоколадом, слушали классические арии под звуки народных инструментов и даже отстояли совместную мессу, прочитанную священником, который на время праздника стал безродным космополитом. А дальше… Дальше была война, до окончания которой предстояло еще три кровавых года.
Рождественскую пастораль «Счастливого рождества» можно, конечно, обвинить в некорректной пропаганде современных идей общеевропейского дома путем обращения к образам прошлого, в котором до реализации этих идей было также далеко, как до Луны. Тем не менее, в истории первой мировой действительно известны случаи рождественских братаний, которые приводили к необходимости замены передовых дивизионов, пропитанных духом пацифизма. Ведь именно тогда громко, как никогда, прозвучала идея, что войны нужны не народам, а бездарным политикам, не умеющим договариваться о согласовании интересов.
Как говорит режиссер Кристиан Карион: «В нашей истории нет «врагов». Есть только чудовищная пропасть между людьми в противоположных окопах – за какую бы сторону они ни воевали». А еще в этом фильме есть звездное небо над головами и нравственный мир внутри… И совершенно не важно, какой национальности был человек, произнесший, что именно две этих вещи только и имеют смысл для всего сущего.