Петр Чайковский
«Спящая красавица«
Балет исполняется с одним антрактом
«Спящая красавица» – легендарный балет-феерия Петра Чайковского-Мариуса Петипа признан абсолютным шедевром хореографического искусства, в котором сотрудничество либреттиста, композитора и балетмейстера оказалось максимально гармоничным. Была создана сложная полифоническая структура балетного спектакля, объединившая монументальность развернутых хореографических композиций и изящество танцевальных миниатюр.
После провала премьеры «Лебединого озера», Петр Ильич, более 10 лет не обращавшийся к балетному жанру, решился довериться опыту выдающегося хореографа Мариуса Петипа, который создал подробный музыкально-сценический план будущего балета с указанием структуры сценического действия и метро-ритмических характеристик.
Инициатива создания балета «Спящая красавица» принадлежала директору Российских императорских театров, литератору, сценаристу, художнику Ивану Всеволожскому. Он задумал пышный спектакль вроде тех, что ставились при дворе Людовика XIV.
«Тут может разыграться музыкальная фантазия и можно сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. и пр.», – писал Всеволожский П. Чайковскому.
К написанию партитуры Петр Ильич приступил в 1888 году. Он с увлечением работал над новым произведением, о чем писал коллегам: «Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится, и я с величайшим удовольствием займусь им». С особым вдохновением работал композитор над «сказочными» «Лебединым озером» и «Щелкунчиком», музыкой к «Весенней сказке» А. Н. Островского, последней оперой «Иоланта» и балетом «Спящая красавица», созданном на основе одноименной сказки французского писателя Шарля Перро.
Балетная музыка Чайковского возродила классический танец к новой жизни, к новым художественным и эмоциональным вершинам. До него задача композиторов в балете сводилась к написанию красивых мелодий, приданию ритмической основы и танцевальности музыкальному тексту, к созданию общей эмоциональной атмосферы действия.
П.Чайковскому же удалось объединить в одно целое философско-поэтическое и музыкальное начало произведения, что выразилось в «симфонизации» балетной музыки (композитор говорил, что балет – это та же симфония), и придать балетной партитуре симфоническое единство, целостность формы, сквозное музыкальное развитие.
Именно новаторская музыка «Спящей красавицы» вдохновила Мариуса Петипа на поиски нового типа построения балетного спектакля. «Это произведение, наиболее совершенное в творчестве Петипа, подводит итог трудным, не всегда успешным, но упорным поискам хореографа в области балетного симфонизма. В известной мере оно подытоживает и весь путь хореографического искусства XIX века
», – писала балетный историк и критик Вера Красовская.
Дирекция императорской труппы к постановке балета отнеслась весьма серьезно и выделила на нее значительные средства. «Спящая красавица» оказалась одной из самых помпезных и дорогих балетных премьер Мариинского театра: «гардероб, декорации, машины и реквизит «Спящей красавицы» обошлись около 42 000 рублей, то есть несколько более четвертой части всего годового бюджета монтировочной (то есть обстановочной) части петербургских театров» (из мемуаров Мариуса Петипа).
Премьера балета с большим успехом состоялась в Петербурге в январе 1890 г. и стала главным событием в художественной жизни российской столицы того времени. Александр Бенуа, побывав на одном из первых представлений спектакля, писал: «Восхищение «Спящей красавицей» вернуло меня вообще к балету, к которому я было охладел, и этим загоревшимся увлечением я заразил всех моих друзей, постепенно ставших «настоящими балетоманами».
История жизни балета на сценах мира свидетельствует о постоянном интересе к нему хореографов, исполнителей и зрителей. Во многих постановках в качестве основы сохраняются совершенные композиции «классического новатора» Мариуса Петипа. Его версии воссоздавали Николай Сергеев, Федор Лопухов, Константин Сергеев, Александр Горский, Василий Тихомиров, Асаф Мессерер, Михаил Габович, Надежда Федорова, Юрий Григорович и другие.
Вот уже более 100 лет этот сказочный спектакль занимает ведущее место в репертуаре ведущих мировых театров, среди которых Covent Garden, Opéra de Paris, The Australian Ballet, The National Ballet of Canada, New York City Ballet и собирает аншлаги и бурные овации зрителей.