Виталий Губаренко
Опера-балет по повести Николая Гоголя
Дирижёр-постановщик – Александру Самоилэ, народный артист Республики Молдова, главный дирижёр театра
Режиссёр-постановщик и балетмейстер-постановщик – Георгий Ковтун, народный артист Республики Татарстан, заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Художник-постановщик и художник по костюмам – Злата Цирценс
Хормейстер-постановщик – Леонид Бутенко, заслуженный деятель искусств Украины, главный хормейстер театра
Георгий Ковтун о постановке «Вия»
«Гоголь – мастер фантасмагории»
Приемы для передачи фантасмагории сложны, ведь они не имеют реальних обоснований, логической базы. На мой взгляд, в «Вие» писателю удалось создать удивительный контраст мрачного сюжета и иронического отношения к героям.
К слову, легенда о Панночке и Вие довольно распространённая – в фольклорных традициях каждого народа имеется множество подобных историй. Повесть Гоголя побуждает нас обращать внимание не столько на сюжет, сколько на особенности его подачи, подтверждающие актуальность мысли – часто важно не что, а как. Поэтому я и позволил себе вмешаться в мир автора.
Руководство Одесского театра оперы и балета обратилось с предложением о поставке оперы-балета «Вий» выдающегося украинского композитора Виталия Губаренко на сцене театра. Вначале хотел отказаться, но мой внутренний авантюризм заставил кровь в жилах бешено забурлить, а это значит – появился сумасшедший интерес к этой работе.
Одесскому зрителю хорошо известна первая постановка «Вия» 1984 года, потому я и решил немного взглянуть на предысторию взаимоотношений Хомы и Панночки. В конце жизни Губаренко на основе музыки оперы-балета написал хореографические сцены. Мне показалось интересным соединить оперу-балет и хореографические сцены. Спектакль наполнен мистическими смыслами, которые передаются с помощью музыки, живописи, хореографии, голоса.
Николай Васильевич Гоголь погружен в действие спектакля, являясь его главным действующим лицом. Он создает своих героев, которые рождаются из его сознания и, обретая свою жизнь, вступают в конфликт с самим автором.