Борис Херсонский:
На первом году работы в Овидиопольском районе меня как-то послали по вызову в отдаленное село. После осмотра больного пригласили в большую комнату — угостить чаем. Войдя, поразился — по всему периметру под самым потолком висели многочастные холсты с изображениями святых. Все — белолицые, румяные, на черном фоне, изукрашенном крупными красными цветами. Был холст с изображением Тайной Вечери, был коленопреклоненный старик со смешным львом на заднем плане (теперь знаю — св. Онуфрий)
Ничего похожего я никогда не видел. Что это у Вас? — спросил я у хозяйки. Та хиба ж я знаю? (Да разве я знаю?) — ответила она — Боги!
Я изумился еще больше. То, что святых в селе называют богами было для меня и вовсе в новинку
второй раз я столкнулся с украинской народной иконой в доме своего друга-коллекционера Ильи (Люсика) Беккермана. Тот собирал иудаику и украинику (для семидесятых годов прошлого века — парадоксальное сочетание). У него и приобрел первые две украинских иконы, которые позднее подарил другому своему другу, начавшему долгий процесс собирательства и на сегодняшний день ставшему может быть наиболее «продвинутым» коллекционером украинского религиозного искусства в Одессе.
Много лет спустя я сам начал понемногу собирать украинские народные иконы. Все они относительно поздние — от конца восемнадцатого до начала двадцатого века (одна, нарисованная на оборотной стороне куска обоев, скорее всего, написана уже после Отечественной войны).
За эти годы появилась литература, посвященная украинской народной иконе, изд-во «Родовид» выпустило прекрасный альбом «Иконы шевченковского края», единичные образцы украинской народной иконы опубликованы в альбомах Украинского Художественного музея и специальных монографиях. Особо хочу отметить каталог выставки из собрания бывшего президента Украины Виктора Ющенко. Интересное исследование написал одессит Олег Губарь.
Выставка приурочена к двадцатилетию независимости Украины и продлится до 25 сентября.