Одесский Литературный музей представляет выставку художника
ЕВГЕНИЯ РОЙТМАНА (Киев) «ФИЛОСОФСКИЙ НАИВ»
19 июня – 9 июля
Открытие: 19 июня, 13.00, выставочный зал ОЛМ
«…И теперь мы имеем портреты
всех ушедших из мира дней.
И находим печати из меди.
И монеты древних царей…»
Евгений Ройтман
Ройтман Евгений Михайлович (родился в 1947 г.) — киевский художник, поэт, сын художника Ройтмана Михаила Ароновича (1906-1959 гг.).
С 1986 по 2006 гг. провел 15 персональных выставок в Киеве.
Произведения находятся в частных коллекциях Германии и США.
Из статьи
НЕГАСНУЩАЯ ИСКРА ЕВГЕНИЯ РОЙТМАНА
ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
Евгений Ройтман – человек, который изменил свою жизнь, встав на творческий путь в зрелом возрасте. Он не побоялся трудностей и препятствий, насмешек и неприятия. Не пожалел времени и сил на учёбу. И случилось чудо – мир увидел нового художника!
Картины Евгения мистические, неоднозначные. Это и обыденные житейские образы, и непостижимый потусторонний мир. Обычные люди в своих неказистых жилищах и таинственные сущности «зазеркалья».
Глядя на картины Ройтмана, мы начинаем понимать, что рядом с обычным, осязаемым есть совершенно иной мир – таинственный, притягательный, совсем не похожий на привычный глазу, но в то же время непонятный и отталкивающий. Так стоит ли к нему стремиться? А вот человек, стоящий на коленях и протягивающий руки к самому обычному земному дереву. Но какое оно красивое! И сколько ещё такой простой красоты рядом, всего лишь в двух шагах от нас! Как прекрасен мир, созданный для человека. А мы часто даже не смотрим на него, отворачиваемся, стремимся в неведомые дебри. И как будто в подтверждение догадки – целая серия безглазых людей. Это люди незрячие от рождения или те, которые не хотят видеть? Может, это и есть мы сами!
ДЕТСТВО – КОЛЫБЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА
Биография художника так же неоднозначна, как и его творчество. Евгений родился в Киеве. В семье художника Владимира Ройтмана воспитывалось пятеро детей. Однако отец, неудовлетворённый собственным творчеством, хотел для своих чад более спокойной жизни. Возможно, так случилось потому, что к концу жизни Ройтману-старшему приходилось заниматься вовсе не творчеством, но ремесленничеством, ради того, чтобы прокормить большую семью. Такое положение вещей мучительно и часто невыносимо для талантливого человека. Отец мечтал, чтобы сын Женя стал простым рабочим и не ведал его проблем.
Несмотря на то, что денег семье едва хватало на жизнь, детство связано у Евгения с чувством изобилия. Детские годы были наполнены любовью, преданностью, искренностью, дружбой – всем тем, чего не купишь ни за какие деньги! С особой теплотой художник вспоминает о бабушке, которую и сейчас, спустя долгие годы, называет своей единственной музой.
Бабушка – мудрый и светлый человек. Евгений засыпал под ее прекрасные сказки. Именно она научила его таким необходимым в жизни каждого человека, а уж тем более художника-творца качествам, как мудрость и человечность.
Были в детстве художника и верные товарищи – та настоящая дружба, которая во взрослой жизни переросла в незыблемый союз творческих личностей. По воспоминаниям одного из друзей детства Евгения, ныне живущего в Стокгольме архитектора ландшафта, ещё до школы они с будущим художником забирались на чердак и сочиняли на ходу удивительные стихотворения про неведомых чудовищ и мифических созданий.
В те ранние романтические годы Евгений Ройтман написал свои первые стихотворения, а потом забросил поэзию. Но только для того, чтобы вернуться к ней уже в зрелые годы. К тому времени он уже набрался жизненного опыта, благодаря которому его стихи и картины обрели надлежащую глубину и стали настоящими произведениями искусства.
ДУХОВНЫЙ ПОИСК И СТАНОВЛЕНИЕ
Художник рано потерял отца. А в 16 лет жизнь втолкнула Евгения во взрослый мир – он начал работать в «Академстрое» электриком, позже освоил профессию электромонтажника и другие рабочие специальности. И при этом сумел быстро завоевать уважение окружающих своим трудолюбием и одухотворённостью!
В те годы Евгений ещё не решался заниматься художественным творчеством, возможно, памятуя наставления отца. Но пытливая и любознательная натура художника всё же проявлялась в нём. Он активно занимался самообразованием, впитывая в себя всё лучшее из того, что его окружало. Шумерские мифы и библейские истории, славянские былины о богатырях и песни запорожских казаков, древнеегипетские сказания, философские произведения Бахтина, книги об искусстве – всё это наполняло взрослеющего творца.
Душевный поиск и жажда познания приводит Евгения Ройтмана к участию в археологической экспедиции. Он отправляется за 100 километров от Киева, в село Доброничевка, где принимает участие в раскопках мезинской стоянки людей, живших на территории современной Украины более 20 тысяч лет назад, задолго до развития трипольской культуры.
Археологические исследования проходят в тяжёлых условиях, денег едва хватает на еду и самое необходимое… Но главное ли это для человека, собственными руками прикоснувшегося к истории, когда он этими самыми руками раскапывает созданные древнейшими представителями Homo sapiens шатры из костей мамонта и фрагменты этих раскопок выставляет в музее, чтобы каждый из нас смог лицезреть материальные свидетельства жизни далеких предков?
Поездка запомнилась Евгению на всю жизнь, она отразилась впоследствии на формировании его личности, в его искусстве, в поэзии.
…И теперь мы имеем портреты всех ушедших из мира дней. И находим печати из меди. И монеты древних царей.
Впереди у него было ещё много событий. Новых путешествий, встреч с интересными людьми. Мастерские художников. Творческие собрания. И, наконец, собственные персональные художественные выставки, выход поэтических сборников…
Искра творчества, всегда живущая в тонкой душе художника, давала ему силы, помогала переживать невзгоды. Эта искра разгорелась в пламя, которым уже невозможно было не делиться с окружающими людьми.
Нина Спиридонова