Музей коньячных дел Шустов совместно с Музеем современного искусства Одессы
Одесский музыкальный фестиваль
«ODESSA CLASSICS 2015»
Представляет художественный групповой проект «След Орфея»
Кураторы проекта: Евгений Деменок, Роман Громов
Открытие проекта 12.06.2015 в 19.00
ул. Мельницкая 13
Список участников:
Оксана Мась
Олег Волошинов
Владимир Власов
Николай Овсейко
Альбина Ялоза
Андрей Бабчинский
Александр Дремов
Николай Лукин
Сергей Кононов
Франсуаза Оз
Богдан Перевертун
Евгений Величев
Дмитрий Эрлих
Анна Русакова
Ева Ятт
Ольга Ланник
Ольга Легкодухова
Елена Пронькина
Валентин Лапшин
Николай Карабинович
Александра Ромашко
Мария Шишкина
О проекте:
Согласно первым упоминаниям от древнегреческого поэта-песенника Алкея, Орфей жил за 11 поколений до «Троянской войны» и был одним из «аргонавтов», с которыми участвовал в походе за золотым руном, он пел команды гребцам. Также, по мифологическому преданию, был любимчиком Аполлона. Аполлон подарил ему золотую «лиру», с помощью которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы.
Общепринятый образ Орфея в истории всегда ассоциировался с молодым юношей, что играл на музыкальном инструменте «лира». Орфей считается легендарным певцом и музыкантом, исполнителем на лире, чьё имя олицетворяет могущество искусства.
Отдавая свою дань покровителю искусства Орфею, в параллельной программе музыкального фестиваля «ODESSA CLASSICS 2015», мы затронем одну из вечных тем для большинства теоретиков искусства, ученых, художников и музыкантов, а именно сочетание звука и цвета, в музыке и живописи. Эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем «музыка и поэзия» или «музыка и театр». Музыканты и музыкальные инструменты как таковые служили излюбленными моделями для изобразительного искусства разных эпох.
Например, одна из лучших картин в коллекции Эрмитажа — это работа итальянского художника, конца XVI — начала XVII в., Караваджо — «Лютнист». Музыкальные инструменты сохранили свою привлекательность и актуальность даже для художников-модернистов. На полотнах Пабло Пикассо и многих кубистов можно часто увидеть скрипку, «расчленённую» на части для того, чтобы показать в разных ракурсах ее детали.
Взаимодействие красок и звуков в музыке и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. Художники нередко пытались изображать и сами музыкальные формы. Это оказалось возможным потому, что в музыкальной и живописной композиции часто действуют схожие закономерности. Для живописи, например, важна симметрия звуков, для музыки — понятие ритма. Мы говорим о линии в изобразительном искусстве, но также о мелодической линии в музыке, о пропорциях и там и здесь. Казалось бы, невозможно живописными средствами передать принципы и форму музыкального произведения. Однако, примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны как в музыке, так и в живописи. Так Василий Кандинский соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр: голубой ассоциировался у него с тембром флейты, красный — трубы, синий — виолончели.
Говоря об одесских экспериментаторах звука и цвета, нельзя не вспомнить знаменитейшего живописца, который принадлежал к движению «Орфистов» в Париже — Владимира Баранова-Россине. После окончания Одесского художественного училища он перебрался в Париж, где создал уникальное «Оптофоническое пианино», тем самым сделав огромный вклад в историю искусства XX века. Но на этом одесские эксперименты не закончились, в 50-х годах легендарный одесский художник-график, а также искусствовед Олег Аркадьевич Соколов, который стремился к синтезу искусств, создал в Музее восточного и западного искусства клуб «Цвет, музыка, слово» имени Чюрлениса, где художники размышляли об интерпретации музыки в живописи.
Одним словом, пришло время вновь оживить музыку в целом, визуализировать звуковые волны. Современная культура породила огромное количество музыкальных субкультур и направлений музыки, гитары становились громче, скорость бит рейдов росла — поп, рок, индастриал, этнофолк, idm, синтипоп, панк и много других направлений, которые заставляют трепетать наши аудиальные чувства и возбуждаться вновь и вновь.