15 января музей Западного и восточного искусства начинает новую страницу своей истории: после завершения реставрационных работ здесь вновь открываются три зала итальянской живописи.
Однако, как отметил директор музея Владимир Островский, из-за того, что реставрация других помещений все еще продолжается, возобновить выставку экспонатов итальянского искусства, собранных в музее, не представляется возможным. Поэтому в залах, готовых принимать посетителей, будут организовываться временные экспозиции.
Первую выставку, которая откроется 16 января в 15.00, можно по праву считать уникальной. На ней будет представлена всего лишь одна картина, принадлежащая кисти известного одесского художника Владимира Прохорова.
Картина будет установлена на мольберте всего в нескольких метрах от того места, где не так давно, в течение почти 70-ти лет, находился шедевр мирового искусства – «Взятие Христа под стражу» Караваджо. И в этом — особый смысл и особая символичность, ведь работа Владимира Прохорова, выбранная для выставки одной картины, перекликается с похищенным из музея полотном Караваджо. Ее название говорит само за себя – «Явление Христа».
«Нам не хотелось в рамках экспозиции смешивать картину «Явление Христа» с другими работами даже такого мастера кисти, как Владимир Прохоров, — говорит искусствовед музея, исследователь творчества художника Ирина Тимохова. – Эта работа уникальна. С одной стороны — она пронизана византийской культурой и христианской философией. С другой — в «Явлении Христа» художник не придерживается канонов иконописи. Живописец пытается представить Спасителя в тот или иной момент нашего времени, нашей реальности».
Около года ушло у художника на написание картины. Она уже выставлялась на несколько дней в Одесской мэрии. Но Владимир до сих пор возвращается к ней, постоянно внося какие-то коррективы.
Перед тем, как приступить к работе «Явление Христа», художник побывал в монашеской обители Оптина Пустынь. Вернувшись, он значительно менее активно стал принимать участие в художественной жизни города. Те, кто знают его давно, утверждают , что живописец изменился даже внешне: сегодня он напоминает отрешившегося от мира монаха.
Предложение администрации музея стать автором столь необычного арт-проекта, Прохоров принял с большим удивлением. И, по признанию Владимира Островского, художника пришлось уговаривать и убеждать.
«Владимир – по натуре очень скромный человек, — поясняет Ирина Тимохова. – Именно поэтому он так воспринял наше предложение. Мы рады, что он все-таки согласился участвовать в выставке одной картины, поскольку другой, столь же достойной картины, мы не видим».
По замыслу дирекции музея «Явление Христа» Прохорова должно стать своеобразным вопросом, обращением к нравственности.
Справка:
Владимир Прохоров, выпускник художественного факультета ВГИКа. После окончания учебы некоторое время работал на Одесской киностудии. В 1994 г., псле «замораживания» киностудии, исчез художник кино Владимир Прохоров, но появился художник-портретист. Прохоров сумел органично соединить традиции реалистической школы с новыми живописными устремлениями эпохи — декоративной обобщенностью форм и красок. Он много работает над заказными портретами, но круг портретируемых лиц — не широк. В основном — это близкие, хорошо знакомые люди. Важнейшим в его творчестве является внутреннее духовное преображение, которое происходит со всеми героями его работ, выхваченными из потока современной сложной жизни и попавшими в потрясающую атмосферу творческой мастерской, где царит культ любви, дружбы и искусства. Владимир не устает выявлять в людях то, что не устаревает: красоту человеческой мысли, человеческого постоянства, красоту вечно женственного.
Портреты Прохорова объединяет колористическая сдержанность, граничащая с суховатостью, что помогает зрителю сосредоточиться на главном — человеке и его внутреннем содержании — скорее, чем на цветовом решении.
В ряде портретов Прохоров уходит от светскости, парадности, внешней привлекательности к постижению сущности человека, «главной мысли лица».