Выставка произведений одесских скульпторов
Выставка произведений одесских скульпторов и презентация двух монографий Андрея и Ольги Тарасенко: «Иероглиф красоты. Скульптор Борис Румянцев» и «Скульптор Александр Письмиченко» предлагают по-новому воспринять современную скульптуру, представленную творчеством одних из ведущих мастеров Украины – Бориса Румянцева (1950-2008) и Александра Письмиченко (р. 1941). Культурный фундамент их творчества – искусство античной Греции, в котором главным является божественная красота обнажённого тела – микро-космоса. Фигура человека стала для скульпторов своеобразной матрицей, на основе которой они создали произведения, наполненные опытом и переживаниями личности миллениума. Книга «Иероглиф красоты. Скульптор Борис Румянцев» издана под эгидой Национальной академии искусств Украины, Института проблем современного искусства и Национального союза художников Украины. Печать книги осуществлена благодаря друзьям и ценителям творчества мастера. Произведения Румянцева – это метаморфоза – превращение глины или металла в “иероглиф красоты” – тот знак, который мастеру удалось почувствовать и воплотить как вечный первообраз. Мотивы и образы скульптуры Румянцева рассматриваются авторами монографии во вневременном мифологическом контексте. Мифология даёт своеобразные «ключи» для осознания современным человеком своей причастности к мировой культуре, прежде всего, эллинистической. Изучая мифологические мотивы и образы в творчестве современного скульптора, авторы рассматривают их в контексте мирового искусства. Они опираются на теорию «большого времени» культуролога М.М. Бахтина. Учёный утверждал, что художник, существующий в пространстве «малого времени», т.е. современности, несёт в себе опыт предшественников. Таким образом, «взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего человечества, всех человеческих культур». С помощью представленных в книге типологических рядов произведения Румянцева включены в общий контекст мирового искусства. Великолепно подобранные иллюстрации-аналогии активизируют восприятие зрителя.В монографию включена статья Бориса Румянцева «Статуэтка», в которой художник раскрывает свое философское восприятие скульптуры. Книга содержит перевод на английский язык сути концепции скульптуры Румянцева. Логически оправдано включение в книгу разделов, посвященных творчеству спутников и единомышленников мастера – супруги Татьяны Кравец и сына Никиты Румянцева. В монографии «Скульптор Александр Письмиченко» представлены произведения в разных жанрах: монументально-декоративное искусство (произведения «Икар», «Ника» и др.); портреты, обнажённая натура. «Извечная тема скульптуры – пластика человеческого тела, выражение его духовного состояния, связанного с формой, – говорит Александр Иванович.– Искусство занимается познанием человека. В скульптуре это происходит через объём, даже когда ты решаешь чисто формальную задачу. Современные скульпторы часто отходят от стержневой линии скульптуры как познания человека. Форма выражения – объем и пространство – существуют уже сами по себе, отрываются от человека. На первый план выходят формальные поиски пластической выразительности». Наследие Античной Греции даёт образец единения микро-космоса человека с макро- космосом.
|