Отмечая свою годовщину, галерея вновь открывает перед зрителями часть собственной оригинальной коллекции – на этот раз представляется
Закарпатская школа живописи.
Это, вне всяких сомнений, очень значительная и яркая страница «истории и современности» украинского искусства, и в собрании галереи она демонстрируется полотнами художников первого ряда. Это основатели Закарпатской школы – Й. Бокшай и А. Эрдели, их более молодые сподвижники А. Коцка, 3. Шолтес, А. Борецкий, Э. Контратович, пришедшие в послевоенные годы А. Кашшай, Г. Глюк, Ю. Герц, В. Микита, И. Шутев, художники-«шестидесятники» Е. Кремницкая, Ф. Семан, самобытные продолжатели традиций – В. Габда, А. Мартон.
Как до сих пор отмечают искусствоведы, “закарпатская школа в свое время сделала настоящую революцию в украинской живописи — в 40-50 годы она не оставила шансов традиционной теме социалистического труда и поклонения партии: художники писали радость жизни, красоту национальной культуры и независимость духа”.
Необыкновенно сочная и густо-насыщенная палитра местной природы является главным источником изображения и вдохновения в искусстве Закарпатья, выделяющемся на фоне других живописных школ и традиций исключительной звонкостью и силой цвета.
Великолепие и многозвучность окружающей природы ощущается и впитывается художниками с младых ногтей, и потому так естественно видеть пейзаж как один из излюбленных жанров и в целом в творчестве мастеров Закарпатья, и непосредственно в их экспозиционном представлении в галерее NT-Art.
Для школы показательны яркие декоративные качества живописи, а в том, что касается рисуночно-композиционной основы произведений, бесспорно чувствуется опора на реалистические традиции. Как бы там ни было, в работах всегда просматривается фигуративное начало, будь то образы, тяготеющие к натуралистической достоверности, как у Й.Бокшая, или к большей символической обобщенности форм (А.Коцка, А.Кашшай, Э.Контратович).
В коллекции А.Дымчука помимо собственно пейзажей художников Закарпатья есть работы и другого жанрового характера: натюрморт, интерьер, синтез бытового и мифологического жанров… Это полотна, в которых более очевидно ощущается укорененность в народном искусстве и обычаях. Порой это проявляется в сюжетной основе произведения, например, в обращении к изображению ритуально-обрядовой стороны жизни, традиции которой и по сей день так сильны в западной Украине (Ю.Герц «Свадьба»). Но зачастую – в особом ритмическом строе или подчеркнуто фольклорном характере колорита, что рождаются на почве местной орнаментики вышивок, ковроткачества и других промыслов края (А.Кашшай, Э.Контратович, А.Эрдели).
Вера Савченко, искусствовед,
кандидат философских наук