К 85-летнему юбилею художника выставка Михаила Заяца — живопись
«Заяц Михаил Степанович (27.10.1927 г., Закарпатье) – художник, постановщик кино. Закончил Ужгородское художественное училище (1952 г.), Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве (1957 г.). Как художник-постановщик Одесской киностудии работал с режиссерами Кирой и Александром Муратовыми (Наш честный хлеб», 1964 г.), Станиславом Говорухиным («Вертикаль», 1967 г., «Белый взрыв», 1969 г.) и другими. В 1975 году круто изменил свой путь – переехал в Санжейку и работал в колхозе. Построил свой дом, в 1983 году вышел на пенсию по инвалидности, вел собственное хозяйство. Собрал, помимо собственных картин (около 300), немало этюдов, которые дарили ему художники, работавшие на пленэрах в Санжейке».
(Овидиопольский район. Енциклопедический словарь, 2011 г.)
«Мои полотна ждали своего часа»
Творческий путь живописца долог, да не гладок. Лишь в 73 года состоялась первая персональная выставка его полотен, да и то не сам набивался, а добрые люди постарались. Стены большого выставочного зала Одесской организации НСХУ заняли холсты, на которых царствовала природа в ее разнообразных проявлениях. Тогда коллеги и, главное, зрители, увидели, какой самобытный мастер пребывает в безвестности. За его работами – талант, профессионализм, своеобразный взгляд на мир.
Так сложилась жизнь, что долгие годы Михаил Степанович мог заниматься живописью только урывками. В киноэкспедициях, когда еще все крепко спали, он отправлялся на этюды. Суровые каменные громады с белыми шапками на вершинах, стройные золотые сосны, свежая, в росе, трава в долинах, бурные ручьи – все притягивало, все завораживало. Видно, в крови у молодого человека была восприимчивость к красоте.
После полутора десятков лет работы в кино Михаил понял, что больше не хочет быть зависимым от производства. Душа просила свободы. Бросил все, уехал в Санжейку. Уникальное явление: выпускник ВГИКа – художник-оформитель в колхозе.
Долго, с мучениями, с невзгодами Заяц строил дом, заложил виноградник на сто сортов, посадил деревья, развел цветы. Сейчас дом возвышается, как корабль, над близкой морской гладью. Его знают все в округе. А художники давно проложили к нему тропу – пленэры проводят, а гостеприимный хозяин, на веранде вернисажи устраивает. Для них Михаил Степанович, можно сказать, патриарх художнического дела.
- Отвык я в городе от природы, а здесь сливаюсь с ней, — размышляет художник. – Она мне подсказывает, что делать, как жить. Но открывается она человеку именно на ту глубину, которую он видит. И передать на полотне художник может только то, что чувствует его сердце.
Этому художнику природа открылась. Его полотна говорят о радости естественного бытия, о простых, но важных смыслах. Кавказ, Крым, родная Гуцульщина, Причерноморье – каждый пейзаж несет отпечаток неповторимости, но объединяет их первозданная красота, не порушенная жесткой рукой и слепым сердцем.
Композиционно работы построены так, чтобы дать зрителю широкий обзор местности, чтобы было много воздуха и света. Часто полотна написаны широким мазком, обобщенно. Колористическое решение лаконично. Однако в некоторых работах, например, «Зима в Карпатах» — изысканные цветовые нюансы. Снега дышат, меняют окраску вслед за движением небесного колеса.
Персональные выставки Заяца в выставочных залах Одессы и Ильичевска можно счесть по пальцам, а в групповых он участвует активно.
К великому сожалению, возраст и состояние здоровья не позволяют Михаилу Степановичу заниматься живописью. Он может только выйти поутру и вновь залюбоваться вечной, неизбывной красотой природы. Правда, не так давно тряхнул стариной: по давним эскизам написал серию пейзажей – ярко и свежо, как в молодости…
Вероника Коваль, кандидат филологических наук, редактор отдела искусств журнала «Выставки Одессы»