Художник и Город
Пресс-релиз
Музей современного искусства Одессы 27 декабря 2014 года открывает новый зал — «Художник и Город», посвященный взаимодействию художника и окружающей его среды обитания.
В демократических странах художественные интервенции в городскую среду давно стали предметом искусствоведческих исследований и активно участвуют в повседневном процессе интеграции искусства и жизни, а произведения попадают в галереи и музеи. На постсоветском пространстве, в Украине, в частности, «искусство улиц» до сих пор существует за границами институционального поля — в качестве стихийной альтернативы официальному искусству. Открывающийся в МСИО зал является первой попыткой осмыслить и представить в музейном формате современные художественные практики, создающие новый способ выражения — непосредственное взаимодействие зрителя и художника в городской среде.
Одной из наиболее эффективных практик такого взаимодействия является акционизм — вторжение художника в публичное пространство, провоцирующее власть реагировать, а зрителя — критически мыслить».
В Одессе первой такой попыткой была «Заборная» выставка 1967 года, когда художники-авангардисты Валентин Хрущ и Станислав Сычев, чьи работы в очередной раз не были приняты на выставку, решили самостоятельно показать свои картины на заборе у Оперного театра. Просуществовав менее одного дня «Заборная» выставка позволила молодым художникам по-новому взглянуть на свои возможности и формы творчества.
В 80-90-е годы в Одессе произошел всплеск акционистской активности. В 1984 году художники прошли по улицам Одессы, заваленным деревьями из-за урагана, с плакатами «Они нам ответят за это». Отсутствие видимой политической составляющей не могло скрыть презрительно-ироническое отношение авторов к деградирующей политической системе. В 1987 году в сквере Пале-Рояль прошли акции: «В два счета» и «Разведка художественных залежей», в ходе которых художники швабрами отмывали («в два счета») сад от коммерческого искусства и теодолитами разведывали и измеряли залежи искусства настоящего. Проводились и другие не менее интересные акции. Реализованные художественные проекты существенно изменили местную социокультурную ситуацию.
В 2000-е годы сформировалось новое поколение художников, чье творчество еще более не вписывалось в рамки деградирующего «официального искусства». Художники, назвавшие себя арт-рейдерами, периодически скупали на Староконном рынке старые вещи и создавали из них художественные объекты, которые тут же экспонировали на тротуарах. Цель акций состояла в том, чтобы вовлечь в творчество самые разные группы населения, уничтожить разрыв между искусством и жизнью.
Граффити-художники (райтеры) также вовлекают жителей города в визуальный диалог в рамках городского пространства. Как и художники-акционисты они извлекают искусство из традиционного для него музейно-галерейного мира и перемещают в живой контекст улицы. Художники сегодня все чаще выступают в качестве аналогов СМИ, моментально реагируя на складывающуюся ситуацию в стране, увеличивая активность жителей и формируя гражданское общество. Логическим развитием этого движения стало участие многих райтеров в акциях в поддержку Евромайдана.
В новом зале представлены экспонаты, фото и видео-документация акций художников, состоявшихся на улицах Одессы за последние 50 лет. Собранные впервые на одной площадке они, дают возможность осмыслить результаты того, как художник создает свое городское культурное пространство и как образы города в свою очередь воздействуют на сознание его жителей.
Открытие зала «Художник и город» состоится в Музее современного искусства Одессы 27 декабря в 17.00 по адресу: Одесса, ул. Белинского, 5.