Рома Громов и Дима Эрлих «Имитация Катарсиса»
В преддверии Нового года в галерее современного искусства «ХудПромо» творческий тандем двух молодых одесских художников и кураторов Ромы Громова и Димы Эрлиха представит свою новую выставку «Имитация катарсиса». Этот проект — продолжение долгого сотрудничества двух независимых авторов.
Организаторы Первого международного фестиваля современного искусства Freierfest и многих художественных и культурных проектов решили вступить в диалог со зрителем о жизненно важных эстетических категориях, таких как катарсис в искусстве, и имитация как положительный процесс воспроизведения реальности в контексте мимезиса массовой культуры.
О проекте
Имитация катарсиса — это рев трибун во время футбольного матча или митинга, это просто эмоциональный всплеск в контексте массового психоза. Массовая культура пытается имитировать катарсис. Катарсис — это индивидуальная форма просвещения и прозрения, очищение посредством искусства. Слезы радости, переживание трагедии, любое глубокое эмоциональное состояние может привести зрителя к катарсису. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, ведет к очищению.
Мы голодные! Мы не испытываем нужных чувств при соприкосновением с искусством и культурой! Нас не кормят, не кормят отборной и вкусной культурой, а лишь подкидывают по конфетке, в лучшем случае, не к ночи сказано, шоколадной, и мы, словно Гензель и Гретель в темном лесу, идем крошечными шажками к чему-то большому, сладкому и безразмерному. Самое страшное во время тернового пути — это не орки и гоблины, а то, что, когда мы дойдем до заветной пряничной избы, она, увы, окажется лишь имитацией, копией пряничной избы, постмодернистским жестом. Эмоциональное состояние, которое мы испытаем, — это духовный оргазм. Драма, трагедия и одновременно некое эстетическое очищение души от идеального мимезиса этой избы и станут нашем заветным трофеем — катарсисом. Это трагедия в аристотелевской трактовке этого понятия.
Искусство, согласно Аристотелю, заключается в создании копии, имитации. Оно доставляет нам наслаждение само по себе, независимо от полезности. (То, что полезно, хорошо для чего-то другого. Искусство же хорошо само по себе.) Копия доставляет наслаждение. Каждая нормальная личность стремится к наслаждению и одновременно к чистоте и очищению — этическому, эстетическому, душевному катарсису, гармонии.
Хорошая жизнь представляет собой гармоничную реализацию присущих нам способностей, в результате чего мы становимся добродетельными. Мы должны сбалансированно актуализировать наши потенции. Следует избегать крайностей, проистекающих из чрезмерного развития одних наших качеств в ущерб другим или выходящих как за границы наших врожденных способностей и возможностей, так и за пределы природных ресурсов. (Экологические последствия подобной позиции очевидны. Экспоненциальный рост был бы здесь основным примером разрушительного безумия.) Исходя из этого, Аристотель приписывает искусству функцию восстановления духовного равновесия. Знакомясь с произведением искусства (например, живописью или современным искусством), мы можем восстановить в себе гармонию и мир и, в конечном счете, облагородить наш ум и дух.
Искусство является катарсисом в том смысле, что оно помогает нам выпустить пар, выпустить всю обойму. Переживая драму с ее демиургами, докторами зло и большими чувствами, мы освобождаемся от подавляемых страстей и неконтролируемых эмоций, обретаем гармонию и продолжаем жить в соответствии с идеалом сбалансированной золотой середины.