Взгляд на древний Египет с ХХ века, легендарные правители - Эхнатон и Нефертити - их дети и родители, таинственные жрецы и даже юный Тутанхамон (хотя и не поющий). Минималистичная партитура Филиппа Гласса зазвучит ярче с началом действия, в которой участвуют акробаты и жонглеры.
Американец Филип Гласс - живой классик минимализма, одной из самых влиятельных музыкальных течений XX века. Написанная в 1983 году «Эхнатон» - заключительная опера его «портретной трилогии», посвященной масштабным персонажам мировой истории, захваченным собственными идеями, которые повлияли на человечество. Но если предыдущие части трилогии - легендарный «Эйнштейн на пляже» (1976) и «Сатьяграха» (1979) - рассказывают о жизни и концепциях героев сравнительно недавнего прошлого (соответственно, Альберта Эйнштейна и Махатмы Ганди), то «Эхнатон» отправляет нас на три с половиной тысячи лет назад. Историю древнеегипетского фараона Эхнатона, завороженного богом солнца, который пытался ввести культуру поклонения исключительно этому богу в политеистической Египте, некоторые ученые считают прообразом и предвестником появления авраамических религий. Словно подчеркивая эти связи, Гласс в своей опере смешивает языки: древнеегипетская соседствует с библейским ивритом и языком публики, для которой осуществляется конкретная постановка.
Начав писать оперы в 1970-е, Гласс сумел предложить новый тип организации оперного материала, не опирается на арийно-речитативный способ развития сюжета. От сюжета как движущей силы он вообще отказывается: скажем, при написании «Эйнштейна на пляже», композитор сочинял музыкальные иллюстрации к эскизам, созданным режиссером Робертом Уилсоном. «Эхнатон», как и другие оперы Гласса, представляет собой последовательность медитативных музыкальных зарисовок, а развитие действия опирается на смену ритма в повторяющихся фразах. В этом движении слышатся одновременно величество и тревога (любители кино легко узнают во вступлении к «Эхнатона» музыку с «Левиафана» Андрея Звягинцева). Главная партия написана для контратенор: в этом нетипичном для современной оперы решении - намек на хрупкую и, возможно, андрогинный природу Эхнатона, неизменно поражает исследователей в многочисленных скульптурных изображениях египетского фараона. Эта контрастная высотность становится особенно заметна на фоне отсутствия в оркестре скрипичной секции, делает мистическое звучание «Эхнатона» еще более густым и мрачным.
Спектакль Фелима Макдермотта, перенесена в Мет с Английской национальной оперы и награждена в 2017 Премией Лоуренса Оливье, способна удивить изысканностью костюмов и общим качеством картинки, но запоминается в первую очередь тем, как синхронно и виртуозно работают группы актеров, визуализуюючы музыкальный метод Филиппа Гласса.
HTML-код, который Вам надо разместить в своём блоге или на сайте:
Вы можете разместить у себя в блоге информацию про любое другое событие. Просто зайдите на страницу нужного события и под его расписанием кликните на ссылку «Разместить у себя в блоге».