Форум Театр Спляча красуня
Віталій Сивоглаз [11 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном. Вишенка на торте. 1. Восстанавливать забытые фрагменты хореографии Петипа, возрождать пантомиму, после известных реконструкций Вихарева и Ратманского вошло в моду среди театральных мастеровых и одесская постановочная группа решилась, по словам мастера сцены и режиссера-постановщика Марии Полюдовой, пролистать «старинные книги» чтобы обновить и оживить один из основных репертуарных балетов. 14 февраля 2016 года состоялось последнее представление предыдущей версии балета «Спящая красавица». Спустя год с небольшим - премьера новой режиссерской редакции. Дирижер-постановщик – главный дирижер театра Александру Самоилэ Художник-сценогр аф – заслуженный художник Украины Евгений Гуренко Художник по костюмам – Сергей Васильев Художник по свету – Вячеслав Ушеренко Педагоги –репетиторы – Народные артисты Украины Наталия Барышева, Михаил Петухов, Елена Барановская, Заслуженные артисты Украины Нина Стоян, Юрий Карлин. Вообще то, в режиссерском присмотре нуждаются все спектакли балетного репертуара. Как то повелось в театре, что распределенные по репетиторам фрагменты спектакля никто не сводит вместе и не ведает, что выпавшая по чьей-то милости мизансцена, лишает смысла и ритма последующее действо, таких пустот уже достаточно накопилось и в «Баядерке» и в «Лебедином озере». За свои «пуговицы» репетиторы отвечают стойко, а вопрос «кто это сделал?» повисает в воздухе. Главные балетмейстеры себя не утруждали такой работой, занимались «по долгу службы» афишными возобновлениями, которые чаще всего сводились к театральному анекдоту – « так что обновили, то? – ты из левой кулисы выходил? - да. - теперь выйдешь из правой». Но с другой стороны, порою такое обновление предпочтительнее, потому что наносит минимальный урон успешной предыдущей версии. Кстати, есть записи многих спектаклей театра прежних лет, которые могли бы разместиться на странице Истории театра на его сайте и стать ориентиром для преемников, хотите обновить – сделайте лучше. Конечно, оперному театру приводить все спектакли балетного репертуара, в режиссерский порядок обязательно надо, но желательно силами квалифицированных специалистов, знающих режиссуру балета и обладающих хотя бы базовыми навыками балетмейстерского ремесла. Обновить обветшалые декорации и костюмы одно, а «искать истину» в структуре балета классического наследия, тем более замахиваться на то чтобы оставить свой след в его сценической истории, а именно так заявлялась программа обновления «Спящей красавицы», это вообще то довольно смело. Конечно, в наших весьма стесненных, скажем так, обстоятельствах исследовать сокровища университетской библиотеки Гарварда, где хранятся записи множества сложночитаемых нотаций балетов затруднительно, но скопировать плоды исследований сделанных другими и уже воплощенных на сцене и, более того, без дела висящих в YouTube, кто же может этому воспрепятствовать? Только природная застенчивость. А если она отсутствует, а есть ещё и детская непосредственность? Помните за школьное сочинение, состоящее из надерганных цитат без указания источника, строго снижали оценку. Ну, и что прикажете теперь делать? Одесской публике, понятное дело, не скоро доведется увидеть гастроли Королевского балета Великобритании, или балета Гран Опера на своей сцене, но все что содержит их репертуар, конечно не в столь качественном исполнении, вам представят в нашем Оперном, простите, силами местной труппы, если вы не против. Правда есть досадный нюанс – к сведению дирекции театра и уважаемых спонсоров, ни один солидный импресарио не заинтересуется вторичной постановкой, но может поинтересоваться наличием разрешений на использование известных всей Европе фрагментов нашумевших спектаклей, зачем ему то репутационные потери. Конечно, нашему театру не впервой так по мелочи грешить в этом плане – тот же «Нуреев forever» содержит неучтенную контрабанду. Чуть было без спроса у Григоровича от «Спартака» фрагмент не стащили… В Европе такого рода практику сильно не приветствуют. Но мы же знаем, как в Одессе любят, чтобы все было красиво. Чтобы не хуже чем в Париже и хорошо бы ещё чуть красивее, такую себе чрезмерность, как вишенку на торте у нас обожают. Вот это все, представьте, как по заказу и было сделано в обновленной «Спящей красавице». Оформление в духе самых модных трендов, а эталоном оформления «Спящей красавицы» уже с начала XXI века является впечатляющая сценография Эцио Фриджерио, костюмы в комплекте к этому великолепию создает Франка Скуарчапино (Италия). Они оформляли ещё версию Нуреева в Opera, и после большого успеха их стали приглашать в лучшие театры именно для оформления этого балета и всюду они создавали новую версию балетного Версаля. Так последняя версия Григоровича в Большом театре и новое возобновление «Спящей» в Астана-опера выглядят великолепно и совершенно по-разному. Наши художники последовали строго вослед за ними – ротонда в центре и богатство барочного убранства в цветовой гамме итальянских художников. Правда есть и одесское развитие – ослепительное панно с зеркалом фонтана и вазонами ярких цветов в 3 акте, по сравнению с которым блекнут все версальские оригиналы. Но возможно художнику поставили задачу всеми силами отвлечь внимание от исполнения хореографии неподъемно трудной для нынешнего состава балетной труппы. С костюмам разнообразие запредельное, среди их огромного количества есть несомненно удачные но если версии разных театров смешивать в коктейль, что-то обязательно запротестует и переклинит всякий стиль вообще. На выходе получилось - ярко, броско, пестро - смешение несовместимого привело к компромиссам по всем фронтам и вопиющей эклектике – и исторически и колористически. Вышел провинциальный сендвич. Роскошь, сбивающая с ног, никогда не была признаком большого вкуса и вкуса вообще. Атмосфера сказки даже пышной дворцовой это ещё и поэзия волшебства – и она нигде не должна разрушаться. А здесь, к сожалению, это произошло. Уже в прологе явление феи Карабос, выглядит как гастроль театра балетных пародий. А если учесть, что этот образ вкупе с костюмом и манерами почти дословно перенесен из не самой удачной евроверсии «Спящей», дружно освистанной критикой, (см. «Петипа-Дуато 1:0») зачем было так стараться – чтобы услышать свист в зале? Результат – в спектакле фрагмент «из другой оперы» (создание Начо Дуато можно увидеть в Берлине) вполне привычный для массовой еврокультуры, взрывает в кич самодостаточную конструкцию Петипа, где изначально утонченный французский вкус определял баланс танца и традиционной балетной пантомимы, представляя с к а з о ч н ы й аналог реального мира.
Віталій Сивоглаз [11 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном( продолжение) Кроме того этот образ один из драматургических полюсов спектакля – сказочная метафора глобального зла. Стоит её «облегчить» и в силе добра особой надобности не будет. И вообще, разве это зло? Так, вздорность театральной фурии, яркий макияж которой искажается мелочной злобой. Похоже в нашем театре сегодня актуален именно такой образ зла. «Осовременивание» одного из образов привело к перекосу стиля и смысла. Такая Фея Карабосс может торжествовать, потому что превратила Фею Сирени в статистку, и разрушила сказку. А давайте пусть зло будет из Хеллоуина или из компьютерных игр - тоже современно. Но это будет история, которой нечего делать рядом с Петипа ещё и под музыку Чайковского. Ещё одна нелепость - Крестьянский (пейзанский) Вальс с корзиночками и гирляндами именно костюмы превратили в вальс… лакеев. Не менее разрушительно для одного из самых грандиозных ансамблей Петипа обнаружившее себя сокращение состава. (У Петипа 16 пар кордебалета+16 пар детей). Конечно, при ином расположении декорации на одесской сцене по 8 пар вполне заполняли сцену в объемных(на стальках) и стильных костюмах в версии художника Н. Бевзенко-Зинкиной. Сейчас сцена посвободнее и бросается в глаза малочисленность ансамбля и это в большой степени эффект от «чужеродных» костюмов, выпадающих из декорации. Не украсили первый акт также изменения групп всего кордебалета в кульминациях грандиозного адажио Авроры с четырьмя кавалерами, а это уже явный режиссерский просчет. Участие детей школы непременный атрибут больших балетных ансамблей Петипа. В нашем случае очаровательные дети столь малы, что подхватить темп движений большого вальса физически не могут – а адаптация ритма движений к их возможностям явно раздробила хореографию, и в этом варианте невозможно узнать шедевр Петипа. Остается ждать, когда дети подрастут, а театр к тому времени изыщет возможности исправить что возможно в ошибках, чтобы одесские зрители вновь могли наслаждаться знаменитым Вальсом 1 акта «Спящей красавицы». И с пантомимой, как говорится «не все горазд», она действительно за долгую жизнь этого балета на сцене стиралась, сводилась к минимуму, пока, наконец, хореографы не разобрались, что условно-дословная «речь» старой пантомимы имеет свое очарование и историческую ценность, её стали вспоминать и восстанавливать. Но, увы, подготовку в жанре танцевальной пантомимы (а это особая культура мимики и пластики) в Одессе получить негде, поэтому некоторая неловкость жестов, непривычных для самих исполнителей, осталась проблемой. Чтобы донести смысл действия до зрителей не только первых рядов партера, но и всего зала необходимо укрупнить и даже утрировать жест, включая и корпус в движение, сообщая и ему эмоцию – это школа, просто по наитию получается зажато и куцо, либо расхлябано и вульгарно. Наиболее органичен в этом плане Юрий Медведев, он явно давно и профессионально знаком с балетной пантомимой. Актеры ведут развернутые пантомимные сцены и расставляют акценты действия по-разному и в силу индивидуальности и в силу знаний, заложенных школой. Школа – это не один педагог классики, это система в которой и характерный танец, и актерское мастерство, и историко-бытовой танец взаиморазвивают артистов и двигаясь в костюме любой эпохи они никогда не совершат «исторической» ошибки, типа широкой спортивной ходьбы в костюме амазонки в сцене охоты. Стиль в сцене охоты 2 акта довольно сложен - пантомима и танец естественно переходя невидимую границу, должны обретать единство, придавая всему действию легкость и подвижность сменившегося времени, - как никак век миновал. На редкость естественно и натурально смотрелись на сцене необыкновенно живописные живые борзые. Они больше сделали для стилистического равновесия спектакля, чем многие «оригинальные» решения постановщиков, как художника по костюмам, так и режиссера. А художник по свету виртуозно превратил эту сцену в картину с выставки французской живописи. С Панорамой ни исторического, ни своего, оригинального решения в новом спектакль не случилось. Заимствовали ладью зигзагами рассекающую по сцене у Royal Ballet. И на том спасибо, новации типа видеоряда из Дискавери спектакль бы точно не перенес, но жаль половины чарующего фрагмента музыки Чайковского. В полной Панораме он вызывает у публики чувство близкое к медитации, когда мастерство художника и музыкантов продленное в Антракте творят истинное театральное волшебство. В целом оркестр довольно чисто исполнял знакомую партитуру, А. Самоиле дирижер серьезный, но специфика балета его как будто иногда озадачивала, в отличии от оперы, в балете иное дыхание и в партитуре оно не всегда отражено, если конечно в ней не сохранились пометки А. Сотникова, мастера балетного дирижирования, прошедшего школу Большого театра. Все-таки балету важнее, когда дирижер уважает не только партитуру, но и балет. Ещё труднее с оркестром пришлось дирижеру второго премьерного спектакля А. Чернецкому. Унять темперамент медных то и дело накрывающих испуганные струнные не всегда получалось. При том, очень свежо звучала восставшая из купюр Сцена вязальщиц.
Віталій Сивоглаз [11 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном( продолжение) К слову, раз уж столько фрагментов разных авторов спектакль в себя вобрал, может быть все-таки договориться с Ю. Григоровичем – в его последней версии «Спящей» есть превосходный танец вязальщиц, (на реставрацию не похоже, авторство не указано) не лишь пантомима, а именно хореография забавная изобретательная яркая, способная по-настоящему оживить балет, потому что, как и хореография Ф. Лопухова и К. Сергеева в вариациях, она родственна стилю Петипа. Только большим мастерам удается так растворяться в творческом почерке предшественников, что сочиненные ими фрагменты идеально встраиваются в оригинал. Сокрушаться по поводу эклектики скомпонованных в обновленной одесской «Спящей» фрагментов можно и дальше. Но будем справедливы, основа хореографического текста Петипа уцелела, адажио, вариации, ключевые ансамбли, к ним удачно добавлены отсутствовавшие в наших прежних версиях "скрипочки", но опять-таки есть и потери - куда-то подевалось летящее антре Авроры в сцене Нереид. Вообще «новая режиссерская редакция» это слишком громко и, похоже, не ради сохранения классического наследия затея затевалась, судя по всему больше амбиций ради. Совсем неплохо, если амбиции оправданы. И не грешно начинающим балетмейстерам цитировать мэтров. Невежливо не указывать, чьи режиссерские идеи использованы. «Работать с классикой надо тихо, спокойно, не торопясь и не объявляя на весь мир, что мы-де возродили Петипа» - советовала авторитетный балетовед Вера Красовская. Вполне достаточно было объявить в афише – «обновление спектакля на основе версий таких-то театров», как то пограмотнее состыковать выбранные фрагменты в единую фактуру, и посмотреть, как работу оценит зритель и специалисты – впереди курортный сезон, приедут гости и обязательно придут в театр. Балетная публика ведь тоже знакома с интернетом, может получиться очень неловко. Не понятно, есть ли какая-то литературная служба в театре, но Краткое содержание балета, приведенное на сайте театра, страдает абсолютно той же стилистической глухотой, что и сценическое его продолжение. Галина Полищук балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины. Это первоя часть статьи. Далее будет...
Нателла [11 июня 2017]
Так, может, работникам оперного пора просто опустить занавес и разойтись, предварительно написав в министерство просьбу снять статус национального театра? После такого потока негатива не хочется приобретать билеты в оперу. Раз все так плохо, останемся дома, у телевизора!
Нутелла [16 июня 2017]
останься дома и подмой своц пельмешек нет вареник нееет чебуречище свое пропылесось и сложи туда все свои пожитки посмотри програму передач и уезжай в норильск извиниое меня пжлст поосто ввраолось как копро на лицо прости наташенька прости!
Віталій Сивоглаз [18 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном. Вишенка на торте. 2. И теперь о балетной труппе, как главном действующем лице, это отдельная тема. Собственно танцевальный исполнительский уровень труппы на сегодня даже не с чем сравнить. Хуже было, только, когда вообще не хватало состава. Сейчас как бы с количеством получше, - можно «развести» (на театральном сленге это означает собрать) большие спектакли, но качество подготовки артистов и уровень требований театра к этому качеству поражает… Сам танец, его легкость, выразительность, эмоциональность стали редкостью. Поэтому для зрителей в Одессе балет становится, чем дальше, тем больше скучным искусством, какой-то демонстрацией заученных па и напряженной мимики. Танец перестал быть главным языком балета – так что-то среднее между спортом при свете рампы и шоу в ярких костюмах. Зритель устает ждать появления живых эмоций на сцене, и уходит из театра в недоумении, неужели это прекрасное здание построено для такого нудного времяпровождения, так и не узнав, каким не реализовано богатым является спектакль, который он посмотрел. Да ещё комплексовать начинает, де не понимаю, наверное, ничего в балете. Спешу успокоить расстроенного зрителя – с вами все в порядке. Это у нас в театре большие проблемы. Одаренные артисты в труппе, конечно, есть, но многие из них вообще не понимают, как себя выразить, им не додали профессиональных инструментов для этого. Артистов с дипломами полноценных хореографических училищ, артистов, прошедших полный курс школы в труппе единицы и почти все они уже в зрелом возрасте. Хорошая школа балетной подготовки, это богатство, которое уплывает на запад, минуя наши театры уже давно. Все кто приходит в театр в последние годы, к сожалению, очень слабо подготовлены. Получается, что только через репертуар, только через школу больших классических балетов по ходу дела могут приобретать и шлифовать свою технику и мастерство начинающие артисты. «Спящая красавица» по богатству хореографического содержания сама является школой балета, полной энциклопедией форм классического танца XIX века. Но чтобы с этим спектаклем просто справиться, не упрощая текст, не купируя трудные фрагменты все-таки базу техники надо иметь. Добирать её на ежедневном театральном классе возможно, если ставить такую задачу перед педагогами классов. У труппы явно нет руководства, которое бы представляло все эти проблемы, выстраивало стратегию развития и тактику ежедневного продвижения вперед. Что будет дальше, через год-два, какой репертуар на перспективу для труппы необходим, чтобы балет развивался, чтобы театр имел свое лицо, был узнаваем в мире балета, а не представлял теплое место для вполне себе спокойных функционеров на бюджетных ставках. Уже очень давно в труппе нет ни одного дуэта, если в театре этого не заметили, то зрители-то видят, - солисты танцуют каждый про свое, понимание дуэта совершенно утрачено. Спектакли теряют содержание и не становятся диалогом героев, рушится стержень спектакля. Над этим никто не работает с артистами. В катастрофическом состоянии мужской танец, сведенный к костюмному номиналу. Когда говоришь об этом с педагогами, они разводят руками, а что можно сделать, если артистам ничего не надо, им все равно, они отрабатывают спектакли формально. Простите, но я не верю. Когда в театре появляется талантливая личность, как было, когда работали А. Меркурьев, Г. Ковтун над своими спектаклями, этих же артистов словно подменяли, потому что творческий человек оживает, попадая в «магнитное поле» таланта. На репетициях начинается всеобщее коллективное творчество. Когда же этого состояния в труппе нет, уже известно на что тратит себя невостребованный артист - на поиски виноватых, закулисную возню, интриги и прочие пороки профессии, в репетиционных залах кроме музыки уже и мат звучит, и покуривают не только сигареты. В женском танце – а в «Спящей красавице» полный набор всех его форм и видов – проверенные временем ступени для роста мастерства. Проходя через эту хореографию, маленькие девочки из вальса через несколько лет выйдут пейзанками в том же вальсе, потом, в четверке фрейлин, вариациях фей и кто-то из них, конечно, станет Авророй. А вот получат ли они за эти годы необходимую профессиональную подготовку, от этого и будет зависеть судьба будущей Авроры, да и балета в Одессе. Немногие театры вообще имеют то количество солисток, которое Петипа «наградил» сольными вариациями в этом балете. И не все театры, поэтому, берутся за постановку «Спящей». Но Одесский Оперный всегда имел в репертуаре этот спектакль-украшение, и в разные периоды труппа более или менее дотягивалась до его отделки. Сегодня же на премьере не дотягивали до хотя бы средне приемлемого уровня исполнения почти все. Видна была героическая отчаянная работа репетиторов над синхронностью ансамблей, и пока только это качество можно отметить. Четкость присутствовала в ансамбле Драгоценных камней, но терялась в вариации Бриллианта – одна из виртуознейших вариаций Петипа без блеска уже не бриллиант, потеряны акценты – все острые движения стоп – образ разбрасываемых искр, заноски вне музыки. Синкопа – осталась тайной для исполнительниц. Ровно и вместе работали Нереиды, но легкие «кружевные» кабриоли не то, что кордебалету, мало кому из солисток в труппе, знакомы. Поэтому как то изобразить да, но с т а н ц е в а т ь хореографию Петипа Нереидам пока не удалось, мешали поднятые плечи, напряженные руки и недотянутые колени. А на ballone не владение стопами можно было скрыть только темпом. Все те же «слабости» у солисток плюс жесткие пуанты. Феи у Петипа почти не спускаются с пальцев и, чтобы их доброта была очевидной, танец не должен даже отдаленно напоминать передвижение на ходулях. Особенно жаль, если налицо невероятное старание и, увы, обратный результат, когда видна лишь работа, а не танец. Эти проблемы не решаются репетиторами, у них иные задачи, шлифовать мастерство, а не ставить азы – а тут сплошное недообучение в школах и как его преодолевать в условиях театра? Есть путь адаптации - принимается например решение использовать облегченный вариант техники и упрощается все что можно и нельзя в пользу образности и выразительности. Это дает облегчение и зрителям, которые также устают, потому что тяжело три часа наблюдать напряжение от великого труда, оно же со сцены передается в зал. Но это у нас делается в многочисленных спектаклях детских студий, хорошо потеснивших репертуар театра.
Віталій Сивоглаз [18 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном (продолжение) Иной путь – ничего не облегчать, но тогда извольте повышать уровень класса в театре, доучивать и дотягивать труппу до сложностей хореографии оригинала. Конечно, это не входит в обязанности театра, но если такова сегодня ситуация с кадрами и театр упирается в эту проблему, ему как то придется её решать. Тогда есть надежда, что репертуар со временем вытянет и сформирует труппу достойную этого театра. Потому что за последние годы на нашей сцене как озоновый слой необходимый для жизни, стал утрачиваться флер искусства, высокой балетной культуры, которую помнят мастера старшего поколения – ныне педагоги-репетиторы. Они вынуждены заниматься элементарной грамотой, основами ремесла, а главное поле их работы – передача мастерства, остается не паханым. До выстраивания образа, передачи оттенков музыки в танце дело не доходит, наверное оттого прогрессирует у всех репетиторов немузыкальность, ноги-руки бы как то в позиции прибрать и просто чисто сделать текст. И тут все, к сожалению, вчистую проигрывают. На сцене оказывается некий полуфабрикат. Дошло до того что просто аккуратно исполненный, как на репетиции порядок танца артисты считают уже своим успехом. Забывая, что это только основа, фундамент для создания образа и для их творческой самореализации. Обидно, когда способные солисты останавливаются на этом этапе и оставляют зрителя без и с к у с с т в а балета, а себя без будущего на сцене. В труппе есть прима-балерина Елена Добрянская, талант стихийный и непредсказуемый. Её дарование было очевидно ещё в студии засл. арт. С. Антиповой и пока в театре она была под опекой нар. арт. Н. Барышевой, худо-бедно продвигалась в освоении благородного рисунка танца, без чего соответствовать статусу примы даже в провинции не получится. Но с годами уверовала, что требовательность наставника и рамки какого-то там статуса - лишнее. Тем более, что и конкуренции особой вокруг не было. Небрежность в работе и случайность прихода вдохновения, стали соседствовать все чаще. Обуздать стихию своего таланта, эмоциональный разряд на сцене без уверенности в технике сложно. На премьере «Спящей красавицы» у её Авроры все было настолько неровно, что казалось вот-вот будет срыв. И тут от явной паники включался кураж таланта плюс запас опыта и вариация завершалась эффектной точкой. И так почти в каждом выходе Авроры. Такие «творческие метания» на сцене не оставляют даже следов какой то там глубокой работы над образом и вообще ответственности перед театром, и перед своим талантом. Мелких и крупных недочетов исполнения хватило, чтобы принцесса перестала быть сказочной и вообще принцессой. Единственное, что осталось – сценическое обаяние и заразительность яркой артистки, то, что всегда с нею в любом спектакле. Она конечно способна на большее, и похоже даже не подозревает о безбрежности своих возможностей. Станислав Скрынник – Принц к сожалению не составил дуэта с Авророй, им как то не было особого дела друг до друга, как говорится, ничего личного, только работа. Аврора второго состава Екатерина Бартош, явно ответственна и старательна. Но выглядит неуверенной дебютанткой, несмотря на то, что давно на сцене. Причина – изъяны школы, непоставленный корпус, подвижные бедра, отсюда проблемы с вращением и потери в хорошем природном прыжке. Станцевать Аврору при всем этом наборе почти нереально – и в этом случае, то, что удалось справиться с текстом уже победа исполнительницы, но зритель остался лишь созерцателем её борьбы с обстоятельствами, не имеющими отношения к спектаклю. Правда, выстоять ей очень помогал Принц – Дмитрий Шарай. В отличии от Принца первого состава в адажио он был более внимателен к партнерше, брал на себя образную нагрузку и в этом дуэте романтический посыл с его стороны помогал спектаклю состояться. При этом с танцем у него тоже серьезные проблемы. Театру явно необходим мужской класс. Труппа сейчас большая, а танцующих солистов просто нет, то есть не было до прихода Андрея Писарева – известного марафонца балетных конкурсов. Каковы его достижения как балетного артиста в репертуаре, увидим. Но возможно, его появление вызовет здоровую конкуренцию среди артистов и мотивирует их как то увлечься техникой танца. А для педагога класса в театре конечно необходимы энергия и даже фанатизм, в городе же есть сверхэнергичный педагог засл. арт. Украины Владимир Борисов, его знания и опыт сейчас как никогда могут принести пользу театру. «Спящая красавица» - большой парадный спектакль – своего рода дефиле балетной труппы. В нашем случае смог показать лишь перспективные возможности, которые могут быть реализованы при определенных условиях. Вариации Фей пролога – демонстрируют кроме сказочных добродетелей ещё и репертуарные перспективы исполнительниц. Фее Смелости – Анастасии Яроцкой, свойственны крепкие сильные, атлетичные, но малоэстетичные танцы, хотя её координация – свидетельствует о способностях. Огорчили оба состава Феи Беззаботности – Канарейки. Ни опытной Елене Кондратьевой, ни лучезарной Анне Тютюнник не далась мелкая техника, которую много лет в этой партии блестяще демонстрировала Нина Стоян. При том, что Нина Николаевна сейчас репетитор в театре и секреты исполнения лучше неё никто вам не передаст - волшебный щебет её Канарейки от острых, точеных пуантов и до кончиков пальцев трепещущих рук помнит одесская публика.
Віталій Сивоглаз [18 июня 2017]
Возобновление "Спящей красавицы" в Одесском Оперном (окончание) А вот в партии Принцессы Флорины та же Елена Кондратьева совершенно иная. Здесь она единственная из солисток театра показала грамотный и внятный классический т а н е ц, не просто исполнила, а сумела это сделать без намека на усилия. Она умеет фиксировать и длить арабеск, как научила её когда-то засл. арт. Украины Сильва Вальтер. Будет ли её Аврора содержательнее и интереснее нами увиденных? Вообще в театре арабеск стал раритетом, он почему то заменен на маховый, всхлипывающий и куда-то соскальзывающий. Такой печальный знак упадка повторен целой вереницей солисток. Танцу другой Флорины недостает мягкости, легкости и амплитуды – хотя более легкой, чем миниатюрная Наталия Ивасенко кажется трудно быть. Как и техничной – вряд ли с её арсеналом техники кто-то в театре может соперничать. Ещё она очень трудолюбива и это должно помочь ей собрать все свои плюсы и обратить их в танцевальность и сценическую выразительность. Природной сценической выразительностью – артистизмом наделены в нашем балете немногие – это конечно Елена Добрянская, а также Анастасия Банникова, Ольга Пилипейко, Анна Тютюнник, Полина Калина. Это то качество, которое видно на сцене сразу, оно выделяет артиста из любой линии кордебалета. Даже если за пределы кордебалета его обладателям не всегда удается продвинуться. И к ним также можно отнести юную Викторию Бережную, сценическое обаяние которой пока обращает на себя внимание больше, нежели все иные признаки балетного дарования. В то время как проба сил в Камнях для неокрепших ног была серьезным испытанием, артистизм себя обнаружил неподдельной радостью от пребывания на сцене. Наверное, и скромными возможностями труппы можно обходиться так чтобы она смотрелась достойно, ставить современные балеты, со свободной лексикой, и менее сложные классические спектакли, не так явно демонстрирующие изъяны подготовки. Так обычно существуют авторские труппы, во главе с лидером-хореографом, своим путем ведущим к намеченным целям и создающим коллектив единомышленников со своим творческим лицом. Но репертуар, в котором много больших балетных «сериалов», предлагающий публике большее разнообразие, гораздо предпочтительнее и для исполнителей, получающих стимул к всестороннему развитию. Важно, чтобы все это хозяйство кем-то настраивалось и совершенствовалось. На сегодня, к сожалению, такой камертон в нашем театре отсутствует. И при всех сложностях, конечно, хотелось бы, чтобы театр демонстрировал культуру, а не её падение. Ведь какой бы красочной не была обложка, как бы гениально не было написано произведение, если оно напечатано корявыми шрифтом, книжка уже не покажется привлекательной. Покупатель спросит, нет ли другого издания? Много сказано о том, что спектакль получился очень дорогим. Есть путь цивилизованный и он обычно оказывается более выгодным в итоге для всех. Может быть не намного дороже было бы пригласить тех же итальянцев поработать с Одесским театром – думаю их, как художников вдохновил бы город и театр, а вариант оформления не просто создал бы цельный и высокохудожественный образ сказки, а помог спектаклю стать эксклюзивом Одесского театра, вызывающим у балетной труппы непреодолимое желание ему соответствовать. Остальное ведь уже давно для нас сделали Чайковский и Петипа. Галина Полищук балетмейстер-педагог, член Союза театральных деятелей Украины.
Нателла [18 июня 2017]
Все ясно. Дайте знать, когда ноги у ваших балерин окрепнут. А до того мы в театр ни ногой.
Віталій Сивоглаз [1 июля 2017]
30 июня дирижер Борис Грузин отметил 80-летие. В 1969–1976 и 1989–1993 – главный дирижер Одесского академического театра оперы и балета. • Народный артист России • Заслуженный деятель искусств Украины. В 1963 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где обучался по трем специальностям: оперно-симфоническое дирижирование (класс Бориса Хайкина), фортепиано и теория музыки. На пятом курсе консерватории был приглашен на работу в Новосибирский Академический театр оперы и балета. В этом театре он работал как дирижер с 1963 по 1969 и с 1976 по 1989 год, в 1986–1989 занимал пост главного дирижера. В 1969–1976 и 1989–1993 – главный дирижер Одесского академического театра оперы и балета. С 1993 года – дирижер Мариинского театра, где вновь проявил себя как блестящий оперный и балетный дирижер. Его подлинная стихия – классика русского и мирового балета: «Дон Кихот», «Жизель», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Раймонда», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Драгоценности», «Парк» и другие постановки. Всего в его репертуаре – более 80 спектаклей. С неизменным успехом Борис Грузин руководил оркестром на гастролях балетной труппы Мариинского театра по всему миру. В 2000 году дирижер дебютировал в театре Ковент-Гарден, он также сотрудничает с несколькими европейскими оркестрами. Свой богатый творческий опыт Борис Ефимович передает ученикам, преподавая сначала в Новосибирской, а с 1996 года – в Санкт-Петербургской консерватории. Поздравляем!
Віталій Сивоглаз [2 июля 2017]
30 июня 2017 года в театре состоялся конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя цеха балета. На сайте театра появилось объявление: Одесский национальный академический театр оперы и балета сообщает, что по результатам конкурса на замещение вакантной должности руководителя художественного цеха балета, который состоялся 30 июня 2017, победила народная артистка Украины Барановская Елена Геннадьевна. Поздравляю! Все бы ничего, но вот то что конкурс проводился тайно нехорошо. Объясню. Не было объявлен состав конкурсной комиссии, неизвестно сколько было претендентов на вакантную должность и кто. Я уже не говорю о том, что неизвестно каковы же концепции развития балетной труппы на год и перспективу были представлены претендентами. и победителем конкурса. Возможно в начале театрального сезона художественный руководитель цеха балета расскажет нам о концепции развития. Ну что же, подождем…
Людмила [2 июля 2017]
Как надоели уже ваши дрязги, Виталий.
Віталій Сивоглаз [2 июля 2017]
Мои? Вы что-то перепутали.
Віталій Сивоглаз [4 июля 2017]
В Одесском театре оперы и балета завершился 207-й театральный сезон. Закрывали балетом «Спящая красавица». Анонсированной генеральным директором театра Н. Бабич( см. интервью на «Таймере») премьеры оперы «Набукко» 1 и2 июля 2017 года не случилось… Говорят, перенесли на осень. Зачем же тогда анонсировать и дату называть? Что касается «Спящей красавицы». В этом спектакли состоялись дебюты молодых артистов балета. Партию Феи Сирени исполнила Виктория Бережная, а партию злой Феи Карабос танцевал Руслан Талипов. Поздравляем!!! Но об этом молчит официальный сайт театра, как и афиша театра(?! ) Всегда задаюсь вопросом. Почему, когда в опере проходят дебюты, то об этом есть информация на сайте . да и афиши отдельные выпускают? Как это было 25 июня с «Кармен»( дебютировали Зореслава Долгая и Виктор Шевченко ) и 29 июня когда в «Иоланте» дебютировала Анастасия Голуб. Да и на закрытие сезона 1 июля в опере концертным исполнением опер «Сельская честь» « Паяцы» генеральный дирек тор театра Н. М. Бабич со свитой была в зале, а вот на балетном закрытии 2 июля нет. Почему?
Людмила [4 июля 2017]
Виталий, идите уже в отпуск.
Віталій Сивоглаз [5 июля 2017]
Прочитал на официальном сайте театра 4 июля 2017 г. : Закрытие 207-го театрального сезона! Лето – это пора отдыха и отпусков, а для театра это еще и время подводить итоги сезона. 207-й театральный сезон в Одесской опере запомнился нашим зрителям как уже полюбившимися спектаклями, так и новыми постановками – премьерами балетов "Судьбы" на музыку Ю. Гомельской и "Спящая красавица" П. Чайковского, опер "Сельская честь" П. Масканьи и "Паяцы" Р. Леонкавалло, а также детской познавательно-развлекател ьной программы "Путешествие в оркестр" в рамках проекта "Одесская опера – детям". Это, безусловно, является результатом сплоченной, согласованной и самоотверженной работы всех служб театра! Дирекция театра выражает благодарность всем тем, кто находится на сцене и за сценой, создавая яркое театральное действие. Благодаря общим усилиям всего коллектива, в этом сезоне мы также провели, уже ставшие традиционными, международные фестивали искусств, которые украшают культурную жизнь нашего города, являясь знаковыми музыкальными форумами – 2-й фестиваль "Бархатный сезон в одесской опере" и 5-й "Рождественский фестиваль". Искренне желаем всем сотрудникам и творческо-художественному коллективу театра мира, добра, благополучия и, конечно, воплощения интересных творческих планов в новом театральном сезоне! А наших любимых зрителей мы благодарим за то, что вы были с нами, ведь именно для вас и совершается великое театральное таинство!
Віталій Сивоглаз [6 июля 2017]
Подводя итоги 207-го театрального сезона с прискорбием сообщаю, что многие спектакли( судя по репертуару театра на официальном сайт е театра ) так и не увидели зрители. Этих спектаклей не было в афише театра в 207-м сезоне(?! ) Итак: «Алкид» "Евгени й Онегин" (Концертное исполнение) «Богема» «Г ений и злодейство» «Служанка госпожа» «Турандот» ( режиссерская версия С. Гаудасинского) «Жар-птиц а» «Весна священная» «Нуриев forever... » «Messa da Requiem» Carmina Burana «Король Лев и Повелительница гиен» (Одесская хореографическая школа)
Нателла [6 июля 2017]
Все? Можете провести время с любимой семьей, Виталий. Зрители, которым летом еще работать и работать, желают лично вам удачного отдыха! У нас. знаете ли, своих проблем хватает, еще и голову ломать, кто там со свитой куда пришел или не пришел. Вас ждут курорты!
Віталій Сивоглаз [7 июля 2017]
Тут Нателла с Людмилой настоятельно рекомендуют мне идти в отпуск и ехать на курорты. Есть одно но. Дирекция театра во главе с Н. М. Бабич не выплатила мне да и другим работникам театра материальную помощь на оздоровление в размере оклада при выходе в отпуск. Тем самым нарушив моё законное право на получения материальной помощи на оздоровление при выходе в отпуск ( ст. 29 ч. 3 Закона Украины « О культуре») Вот как получу материальную помощь на оздоровление, так сразу же на курорт!!!
Нателла [8 июля 2017]
Лично мне в последний раз давали деньги на оздоровление при советской власти. Расскажите государству, что оно должно выплатить вашему театру тринадцатый немалый оклад. А нам лучше не рассказывайте.
Віталій Сивоглаз [8 июля 2017]
Нателла, во-первых у нас в театре выплачивали материальную помощь на оздоровление. Например, в 2011 году 20 июля 70 процентов оклада( аккурат в отпуск). В 2012 году после отпуска двумя порциями 28 сентября и 30 октября. В 2013 году под. Новый год 31 декабря… Но как говорится, дорога ложка к обеду. Как оздоравливаться. когда надо ходить на работу? Во- вторых, Закон Украины «О культуре» вступил в силу в 2010 году, а действие ст.. 29 ч. 3 с 1 января 2013 года. Это сделано для того, чтобы государство накопило средства для выплаты материальной помощи на оздоровление при выходе работника культуры в отпуск. В –третьих, ген директор Н. М. Бабич нанята на работу Министерством культуры( исполнительной властью государства) как представитель государства и обязяна соблюдать законы. Наверняка об этом есть пункт в контракте гендиректора. И в-четвертых. На сто процентов уверен, что в контракте ген директора Н. М. Бабич есть пункт о материальной помощи на оздоровление. А в контрактах, которые залючает ген директор с работниками театра нет этого пункта. Разве закон не один для всех, а?
Віталій Сивоглаз [14 сентября 2017]
В разгаре Третий фестиваль искусств «Бархатный сезон в Одесской опере», который проводит Одесский Национальный академический театр оперы и балета. 13 сентября на сцене театра прошел последний спектакль в рамках фестиваля – балет «Спящая красавица». Ведущие партии исполнили солисты из Национальной оперы Украины Екатерина Кухар и Александр Стоянов. Далее одни концерты: опера «Тангейзер» в концертном исполнении, балетный гала- концерт и концерт закрытия фестиваля. Что касается оперы «Тангейзер», то бывший худрук театра Б. Блох предлагал осуществить постановку этой оперы в нашем театре. Но… будет только лишь концертное исполнение. А жаль…
Аврора [14 сентября 2017]
Как же жаль, Виталий, вас послушать, так все постановки плохие получаются. Пусть уже будут концерты.
Віталій Сивоглаз [15 сентября 2017]
Сегодня, 15 сентября исполняется 80 лет со дня рождения Игоря Александровича Чернышева советского артиста балета, балетмейстера. Народного артиста России. С 1970 по 1974 годы Игорь Александрович был главным балетмейстером Одесского театра оперы и балета. За время работы в Одессе Чернышев поставил восемь балетов и два балетных номера. Классические постановки в его интерпретации отличало чувство меры и грамотность («Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Баядерка»), но по-настоящему его оригинальность проявилась в собственных постановках: «Щелкунчик» (1969), «Спартак» (1972), «Свичкина свадьба» (1974) и «Тропою грома» (1972). Одесский театр стал для Чернышева настоящей экспериментальной площадкой. Он был балетмейстером-философом, в его больших спектаклях всегда присутствовала камерность и интимность, а на фоне масштабных социальных проблем раскрывалась сложная личность со своим внутренним миром и экзистенциальными проблемами. Авторские постановки Игоря Чернышева в Одессе: «Щелкунчик» П. Чайковский, премьера — декабрь 1969 года. Необычным в этом спектакле было всё, начиная от минималистичных декораций и заканчивая хореографией. Специалисты считают, что именно «Щелкунчик» Чернышева стал наиболее точной интерпретацией гениальной музыки Чайковского за весь балетный 20-й век. «Спартак» А. Хачатурян, премьера — апрель 1972 года. Новаторским оказался и «Спартак» Чернышева, в хореографии которого органично соединились элементы классического танца, свободной пластики, пантомима и «скульптурные» построения. Вся композиция спектакля была пронизана эротизмом. Тогда это было непривычно как советскому артисту и зрителю, так и чиновникам от культуры, которые на сдаче спектакль очень критиковали, но всё же разрешили. «Свичкина свадьба» Ю. Знатоков, премьера — май 1974 года Тогдашняя пресса назвала «Свичкину свадьбу» лучшим спектаклем Чернышева в Одессе, отмечая оригинальное сочетание классического танца с акробатикой и фольклорными танцевальными элементами. Важно и то, что российскому балетмейстеру удалось в спектакле на украинскую тему избежать «шароварщины», но ментально сделать спектакль очень «украинским».
Віталій Сивоглаз [16 сентября 2017]
Заколдованное место. Проведение концертов и спектаклей (Open air) в нашем театре имеет свою историю. Вот, например, гала - концерты открытия Международного фестиваля оперного искусства «Золотая корона» ( 1998- 2002 г. г. ) проходили то на Потемкинской лестнице, то на Театральной площади перед центральным портиком театра. Или опера «Аида» (Open air) 4 сентября 2000 года в «Итаке» что в Аркадии. Вот и первый Международный фестиваль искусств в Одесской опере в 2012 году отрывался оперой «Аида» на Театральной площади перед центральным портиком театра. Или, например, праздничный концерт ко Дню города в 2015 году на Потемкинской лестнице с участием артистов Одесского театра оперы и балета. И ли концерт перед Воронцовской колоннадой «Одесса. Мировой хит» в 2016 году с участием артистов театра. Все всегда или почти всегда было прекрасно и без каких- либо потрясений. Но… как только местом проведения гала –концертов оpen air выбирали площадку возле фонтана с Английской стороны театра тут все и начиналось… Помните оpen air в 2013 году, когда второй Международный фестиваль искусств в Одесской опере 1 июня должен был открываться «Карминой Бурана»? А накануне ураган повалил светодиодные экраны и разрушил сценическую площадку. В итоге оpen air состоялся 4 июня. Еще более давний пример. В конце 80-х годов наш театр проводил гала –концерт перед фонтаном. Оркестр сидел сверху на площадке портика. Между клумбой и фонтаном силами театра была собрана сцена. Репетициям мешала непогода. Декорации намокли и краска потекла по стенам портика. К тому же сокрушался главный режиссер театра А. Е. Почиковский. Ведь когда планировали концерт цветы на клумбах перед фонтаном только-только проросли. А за лето они выросли и зрителям почти ничего не было видно( как в случае с гала- балетом 15 сентября 2017 г., когда поставили цветы на авансцене и по колено не было видно ног артистов балета). И вот сейчас снова местом проведения оpen air фестиваля «Бархатный сезон в Одесской опере» выбрана площадка возле фонтана с Английской стороны театра. И опять перенос заключительного концерта фестиваля. Теперь уже разыгралась человеческая трагедия. Как будто кто-то свыше предупреждает не проводить на этом месте никаких мероприятий. Заколдованое место какое-то(?! ) То ли зданию театра не нравится быть повернутым боком к зрителям.. То ли стонет цветочная клумба между портиком и фонтаном. Ведь прямо на ней возводят сцену. То ли здание Английского клуба возмущается. Вы тут празднуете, а я нахожусь в плачевном состоянии. Мистика да и только! Но задуматься стоит. Ой неспроста все это…
I-zvuk [18 сентября 2017]
красота звучания музыки в значительной степени зависит и от акустики помещения или окружающего пространства(опен -эйр) одесские же оперные и симф концерты проводятся в мало подходящих местах и не вполне полноценными по количеству и качеству микрофонами-вспоминаю провальное исполнение аиды в 2012 г перед центральным входом в театр, поэтому качество всех концертов (не имею в виду исполнение) плохое или очень плохое а не, прекрасное или почти всегда прекраcное и без каких-либо потрясений''- как пишет сивоглаз академическая музыка или близкая к ней не нуждается в дешевой популяризации в эпоху 4к видео и hi-end звука удивляюсь нетребовательности худруков и дирижеров, хотя не удивляюсь малокомпентентности всяких там отделов культуры в эпоху малокомпентентности т н руководящей, элиты ''
Віталій Сивоглаз [18 сентября 2017]
Согласен I-zvuk. Я лишь хотел акцентировать внимание на место выбора площадок. И эта фраза «Все всегда или почти всегда было прекрасно и без каких- либо потрясений» не относится к качеству концертов (опен –эйр).
Віталій Сивоглаз [18 сентября 2017]
Прочитал на сайте театра: Гала-концерт солистов оперы к закрытию III фестиваля искусств "Бархатный сезон в Одесской опере", проведение которого было запланировано на Театральной площади, состоится в помещении театра, завтра, 18 сентября, в 20. 00.
I-zvuk [18 сентября 2017]
хотелось бы думать что услышали мое мнение об опен-эйр концертах в одессе. хотя я понимаю что здесь др причины переноса концерта во всяком случае респект г самоилэ
Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь:



 
Спляча красуня

7 мая, воскресенье, 2017:
16:00 Оперный театр 20-200

26 мая, пятница, 2017:
18:30 Оперный театр 20-250

10 июня, суббота, 2017:
18:30 Оперный театр 20-250

2 июля, воскресенье, 2017:
18:30 Оперный театр 20-250

13 августа, воскресенье, 2017:
18:30 Оперный театр 20-250


Закажите на сайте




Другие обсуждения:
Ужин с дураком 27
Одесский академический украинский музыка... 522
Голые 1
Ladies Night 15
В джазе только девушки 104
Моисей 9
Областной театр кукол 290
Театр Теней Teulis 13
Одесский академический театр музыкально... 1364
Лебединое озеро 58
Театр-студия Paradox 14
Цыганский барон 4
Люкс для иностранцев 11
Соблазн 4
Театр на Чайной 711
Из жизни «Большого Яблока» 26
Давайте займёмся... 3
Театр Перуцкого 129
Одесса-Мама 2 47
Одесский культурный центр (ОКЦ) 2413



Анонсы спектаклей в Оперном театре:
7 декабря: Radio & Juliet
11 декабря: Кармен.TV Киев Модерн-Балет
12 декабря: Щелкунчик (Киев Модерн Балет)
 
В других театрах Одессы:
Музкомедия — 31 анонс
Украинский театр — 20 анонсов
ОКЦ — 5 анонсов
Русский театр — 11 анонсов
Оперный театр — 16 анонсов
Театр на Чайной — 8 анонсов
Театр Перуцкого — 1 анонс
ТЮЗ — 1 анонс