Фотогалереи Земляничная ПолянаПерейти на страницу события
www.arthousetraffic.com п р е д с т а в л я е т ФестивальИНГМАРА БЕРГМАНА Как и многие другие картины режиссера, эта во многом автобиографическая; его герой – отчасти сам Бергман, недаром его инициалы «И.Б.» (Исаак Борг) тождественны инициалам автора. 78-летний профессор из Стокгольма вспоминает и пересматривает радости и разочарования своей долгой жизни. Бергман демонстрирует высочайшее искусство использования ретроспекции, что в сочетании с блестящим актерским мастерством Шьострома сделало эту ленту бессмертным шедевром мирового кино. Ингмар Бергман – это, можно сказать, Швеция, сделано с умом. Абсолютная величина, удостоенная термина bergmanesque. Священное чудовище, в последние годы само заточившее себя на острове Фаро, клочке суши на севере провинции Готланд. Бергмановский стиль предполагает психологические драмы на пять-шесть персон об аде человеческих отношений. По Бергману никакой фильм ужасов не сравнится с дежурным семейным обедом, никакая катастрофа – с признанием, что любви не было и нет. Параллельно с итальянским неореализмом и задолго до французской новой волны режиссер понял, что центральная фигура кино – человек, поэтому, вероятно, Бергман не церемонится с другими классиками. Орсона Уэллса он называет пустышкой, Годара – занудой, Антониони – фанфароном, зато без ума от «Траффика» Содерберга, «Магнолии» и «Красоты по-американски». Справедливости надо сказать, что в 2004 году в интервью шведскому каналу SVT Бергман сообщил, что собственные фильмы вгоняют его в депрессию, и только «Причастие», «Персону» и «Шепоты и крики» он еще как-то может терпеть. В 1982 году Бергман распрощался с кино, объявив своей последней гастролью картину «Фанни и Александр», после которой он целиком и полностью переключился на театр, а в 2003-м ушел и оттуда. Религия Режиссер родился в семье лютеранского священника, воспитывался в атмосфере строгости и несправедливости. В книге «Бергман о Бергмане» он рассказывает, что чувствовал себя нежеланным ребенком и потерял веру в девять лет, когда выменял на набор игрушечных солдатиков старый магический фонарь и пристрастился к кино. В результате, герои почти всех бергмановских фильмов взывают к небесам, обычно не получая никакого ответа. Викарий Томас из «Причастия» приходит к мысли, что мир стал бы значительно понятнее, если бы в нем не было бога. Помешанная Карин в драме «Сквозь тусклое стекло» узревает бога в виде паука, лезущего вверх по ее ноге. Актеры Бергман любит актеров чуть ли не больше себя самого, щедро одаривая их крупными планами и разноплановыми ролями. В его постоянную труппу входили высокий блондин в черных ботинках Макс фон Сюдов, строгий молчун Гуннар Бьорнстранд, белокурая хохотушка Биби Андерссон и статный бородач Эрланд Йозефсон, с которым они перезванивались каждую субботу в течение нескольких лет. С голубоглазой рыжеволосой норвежкой Лив Ульман, дебютировавшей у него в «Персоне» и ставшей его музой, Бергман сблизился настолько, что у них даже есть дочь. Свен Нюквист Гениальный минималист, заменивший предыдущего оператора Гуннара Фишера, с которым Бергман сделал свои первые большие удачи – «Седьмую печать» и «Земляничные поляны». Из любого фильма Нюквист устраивал светопреставление, умудряясь так поставить свет, что до сих пор не может повторить никто. Впоследствии Нюквиста брали напрокат главные бергмановские почитатели и подражатели Аллен и Тарковский. Награды У Бергмана три «Оскара» за лучший зарубежный фильм (статуэтки получили «Причастие», «Сквозь темное стекло» и «Фанни и Александр»), Золотой медведь в Берлине за «Земляничные поляны», Золотой лев за всю карьеру в Венеции. Больше всего, впрочем, он пострадал от специального приза жюри «Седьмой печати», полученного в Каннах в 1957 году. С тех пор, жаловался Бергман, критики перед ним падали ниц, никто не хотел говорить ему правду в глаза, а обсудить свои сценарии было не с кем. Ну что ж, дорогой Ингмар, давайте начистоту. Ваше кино бывает тяжеловесным, претенциозным, затянутым, нудноватым. Одним словом – лучше не бывает. Алексей Тарасов, Афиша |