Чем занимаются художники вместо службы в армии...Поскольку, в отличие от одесского проекта, в киевском приняли художники, напротив, НЕ побывавшие в армии, более того, «откосившие» от неё; то, если в первом случае явственно звучали боль и ужас, то во втором превалировал эпатаж. А если хотите, то и намеренное снижение патетики темы, или наоборот: имела место попытка переосмысления навязшей\навязываемой тематики, — уже давно требующей своего принципиального и профессионального разрешения. Так вот, 23-его февраля 2008-го года в галерее «Цех» проходила групповая выставка. «Групповая» — поскольку это был проект, замеряющий отношение к символической уже дате. Проект — поскольку представил разные взгляды на соответствующую дату. Скажем сразу: там превалировало бахвальство — ни тебе боли, ни тебе ужаса. Сразу понятно, что серьёзность и опасение за саму жизнь свою у участников отсутствовали. На корню. То бишь, изменилось отношение к армии, а следовательно роли и её предназначения (видимо). Нет, это было и видимо и очевидно. Как и то, что «откосившие от армии» даже не вполне понимали чего, собственно, они сумели избежать. Может потому больше было и «откосивших» от самоё темы, предложенной к художественному освоению. Разномастность фантазий вокруг того, «что я делал вместо того, чтобы служить в армии», похоже, выводила экспозицию из рамок, подвластных арт критическому анализу. Но и особого буйства фантазий не наблюдалось. Подлинные художники не стали ловчить — на скору руку нечто визуализировать. Илья Исупов остался Исуповым, Сергей Зарва также был верен своей стилистике (созданное ими было очень, ну, о-о-очень далеко от чего бы то ни было армейского или просто тебе военизированного), но классным и стильным. Патриарх нонконформизма и участник первой, Перестроечной, волны современного искусства, Леонид Войцехов, вообще прибег к
(как бы это обозначить?) «символизму и жестуальности» жёсткого порно. Впрочем, нет особого смысла растаскивать проект на отдельные работы, сам замысел достоин внимания. Ведь если во всём (цивилизованном) мире Армия есть армия да и только, ну как врачи, учителя или (ближе) пожарники, милиция, какие другие социально полезные и необходимые профессии
ТО тут
Откуда сама задача проекта: превратить «дату» в тему для осмысления достойна подробного рассмотрения и оценке представленного: просто нужно сменить ракурс. И тогда в заявочной работе проекта — внушительном холсте Юрия Ермоленко можно будет увидеть не только вложенный труд и мастерство, но людей форменно обращенных массу. На полотне, сюжетом которому послужила торжественная фотография полка у Мамаевого кургана, люди в форме (приблизительная масса в 450-500 человек) не воодушевляют и не вдохновляют. Само полотно отсылает к видео боливийского автора «Оливковые» (см. журнал «ДНК» №23, 2007 год), в котором неназойливо, иронично, но однозначно демонстрировался произвол и своеволие присущие военным. Киевский живописец признаётся, что Советская армия, Красная армия лично у него ничего кроме отвращения перед неоправданным и позволительным насилием не вызывала, что он и пытался выразить в цвете (с доминированием лилового и оливкового). Пришедший же на открытие монстр (=мастер) современного искусства Арсен Савадов стал в подробностях рассказывать о классических диссидентских способах избегания («косения» от армии»): как ровно за 2 часа до явки в военкомат нужно было колоть инсулин и как он «едва не подох, до сих пор страшно вспоминать, не приведи Господи ещё такое пережить, хорошо, что хоть сработало». А всё вместе наложилось на совпавшую во времени выставку Отто Дикса (!). Два из имеющихся практически 3,5 арт критиков Украины выделили особо работы одессита Сергея Клименко. Это манюсенькие объекты в которых с ювелирной скрупулёзностью воспроизведены баталии, там и взрывы, и «БТР»ы, «Тигры» с блиндажами и окопами, там бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу, снег, имеются погибшие. Да, но при рассмотрении через лупу (лупа прилагается) отдельные фрагменты начинают вспухать, — становятся реалистичными эпохально киношного вида. Уф! Неприятно, такая оптическая игра с самим собой действует похлеще всяких увещеваний. Однако жаль, что художественные высказывания творцов на какую либо из актуальных тем как и прежде возможны только в столице и остаются вне поля зрения широкой общественности. Не будем говорить сейчас об отсутствии Гражданского общества в пределах Украины — сообщества граждан (общественности, общественного мнения), лучше поговорим о том почему, ну почему всё же, мнения и позиция мыслящих категориями современности личностей остаются приватным делом приватных галерей. Может потому, что доподлинная — настоящая — галерея занимается актуальным (читай: современным) искусством. И галерея «Цех» завоевала известность именно этой своей специализацией. Именно тем, что и отличает галерею от удачливого салона: открытие имён и создание имён, а главное — работа во временной плоскости реального мира. Даже если он виртуален! Галерист Александр Щелущенко признаётся, что в Украине, и даже столице её быть галереей подобного вида сложновато: «Возможно, но очень сложно. И самое сложное даже не сама работа с художниками (этот вечный ужас организации групповых выставок!), но выращивание клиентуры, способной к пониманию специфики современного визуального искусства в условиях абсолютного отсутствия художественной среды (профессионально организованной, целостной инфраструктуры)». Однако, будучи молодым, образованным и открытым к восприятию (практике) новаторских ходов, относится к роду своей деятельности умеренно оптимистически. Хотя нет, определённый резонанс был и в Одессе, тогда, 23-его февраля и сейчас в Киеве, но граждане: дамы и господа, панове, речь идёт не о возрождении воинского сословия или гардемаринов, не о сочетании военной выправки с умением танцевать мазурку и по-французски изъясняться
Речь идёт о профессиональной армии как настоятельном требовании современности. А потому разнобой высказываний стал характеристикой разности позиций. Практика же коллективной презентации, которая не становится цельным высказыванием берёт своё начало со времён Центра Сороса. Затем она успешно перекочевала в центр Пинчука, где ведётся подбор под имена, где происходит презентация видЕний — вИдений, а не разворачивание определённой идеи
В утешение себе и знатокам могу напомнить, что остро обсуждаемый кризис мегапроектов: от «Документы» до, уже вошедшей в украинское понимание, «Венецианской биеннали» страдают той же общей невняностью, которая там лишь притушёвывается масштабностью — гигантизмом имён и отдельными удачными высказываниями. И там (в Венеции), даже там, каждый выдергивает что-то своё, даже если награждается\поощряется нечто совсем другое
Н-да! А посему приватной галерее имеющей что сказать на общественно значимую тематику, а не по поводу приватно будуарных аллюзий от владелиц арт бутиков уже похвально. Дело осталось за малым, чтоб актуальное искусство стало общественно важным событием, только как это сделать? А? Ута КИЛЬТЕР
Ута Кильтер
|