Последние поступления в карман:
«Омаж Учителю» или «Учиться, учиться и учиться взаимодействовать»
Про приватність та публічність образотворчого мистецтва
У «Кромки моря»
Reider09Liason
Чингизиды в Киеве, в «Дукате»
OttoTamer
УТА-ВЕРЕ
Станислав Жалобнюк - художник и человек
Быт или не быт?
Холод, Ливни и Удача
 

Чем занимаются художники вместо службы в армии...

Поскольку, в отличие от одесского проекта, в киевском приняли художники, напротив, НЕ побывавшие в армии, более того, «откосившие» от неё; то, если в первом случае явственно звучали боль и ужас, то во втором превалировал эпатаж. А если хотите, то и намеренное снижение патетики темы, или наоборот: имела место попытка переосмысления навязшей\навязываемой тематики, — уже давно требующей своего принципиального и профессионального разрешения.
Так вот, 23-его февраля 2008-го года в галерее «Цех» проходила групповая выставка. «Групповая» — поскольку это был проект, замеряющий отношение к символической уже дате. Проект — поскольку представил разные взгляды на соответствующую дату. Скажем сразу: там превалировало бахвальство — ни тебе боли, ни тебе ужаса. Сразу понятно, что серьёзность и опасение за саму жизнь свою у участников отсутствовали. На корню. То бишь, изменилось отношение к армии, а следовательно роли и её предназначения (видимо). Нет, это было и видимо и очевидно. Как и то, что «откосившие от армии» даже не вполне понимали  чего, собственно, они сумели избежать. Может потому больше было и «откосивших» от самоё темы, предложенной к художественному освоению.

Разномастность фантазий вокруг того, «что я делал вместо того, чтобы служить в армии», похоже, выводила экспозицию из рамок, подвластных арт критическому анализу. Но и особого буйства фантазий не наблюдалось.

Подлинные художники не стали ловчить — на скору руку нечто визуализировать. Илья Исупов остался Исуповым, Сергей Зарва также был верен своей стилистике (созданное ими было очень, ну, о-о-очень далеко от чего бы то ни было армейского или просто тебе военизированного), но классным и стильным. Патриарх нонконформизма и участник первой, Перестроечной, волны современного искусства, Леонид Войцехов, вообще прибег к… (как бы это обозначить?) «символизму и жестуальности» жёсткого порно.  Впрочем, нет особого смысла растаскивать проект на отдельные работы, сам замысел достоин внимания. Ведь если во всём (цивилизованном) мире Армия есть армия да и только, ну как врачи, учителя или (ближе) пожарники, милиция, какие другие социально полезные и необходимые профессии… ТО тут…

Откуда сама задача проекта: превратить «дату» в тему для осмысления достойна подробного рассмотрения и оценке представленного: просто нужно сменить ракурс. И тогда в заявочной работе проекта — внушительном холсте Юрия Ермоленко можно будет увидеть не только вложенный труд и мастерство, но людей форменно обращенных массу. На полотне, сюжетом которому послужила торжественная фотография полка у Мамаевого кургана, люди в форме (приблизительная масса в 450-500 человек) не воодушевляют и не вдохновляют. Само полотно отсылает к видео боливийского автора «Оливковые» (см. журнал «ДНК» №23, 2007 год), в котором неназойливо, иронично, но однозначно демонстрировался произвол и своеволие присущие военным. Киевский живописец признаётся, что Советская армия, Красная армия лично у него ничего кроме отвращения перед неоправданным и позволительным насилием не вызывала, что он и пытался выразить в цвете (с доминированием лилового и оливкового).

Пришедший же на открытие монстр (=мастер) современного искусства Арсен Савадов стал в подробностях рассказывать о классических диссидентских способах избегания («косения» от армии»): как ровно за 2 часа до явки в военкомат нужно было колоть инсулин и как он «едва не подох, до сих пор страшно вспоминать, не приведи Господи ещё такое пережить, хорошо, что хоть сработало».

А всё вместе наложилось на совпавшую во времени выставку Отто Дикса (!).

Два из имеющихся практически 3,5 арт критиков Украины выделили особо работы одессита Сергея Клименко. Это манюсенькие объекты в которых с ювелирной скрупулёзностью воспроизведены баталии, там и взрывы, и «БТР»ы, «Тигры» с блиндажами и окопами, там бежит матрос, бежит солдат, стреляет на ходу, снег, имеются погибшие. Да, но при рассмотрении через лупу (лупа прилагается) отдельные фрагменты начинают вспухать, — становятся реалистичными эпохально киношного вида. Уф! Неприятно, такая оптическая игра с самим собой действует похлеще всяких увещеваний.

Однако жаль, что художественные высказывания творцов на какую либо из актуальных тем как и прежде возможны только в столице и остаются вне поля зрения широкой общественности. Не будем говорить сейчас об отсутствии Гражданского общества в пределах Украины — сообщества граждан (общественности, общественного мнения), лучше поговорим о том почему, ну почему всё же, мнения и позиция мыслящих категориями современности личностей остаются приватным делом приватных галерей.

Может потому, что доподлинная — настоящая — галерея занимается актуальным (читай: современным) искусством. И галерея «Цех» завоевала известность именно этой своей специализацией. Именно тем, что и отличает галерею от удачливого салона: открытие имён и создание имён, а главное — работа во временной плоскости реального мира. Даже если он виртуален!

Галерист Александр Щелущенко признаётся, что в Украине, и даже столице её быть галереей подобного вида сложновато: «Возможно, но очень сложно. И самое сложное даже не сама работа с художниками (этот вечный ужас организации групповых выставок!), но выращивание клиентуры, способной к пониманию специфики современного визуального искусства в условиях абсолютного отсутствия художественной среды (профессионально организованной, целостной инфраструктуры)». Однако, будучи молодым, образованным и открытым к восприятию (практике) новаторских ходов, относится к роду своей деятельности умеренно оптимистически.
Хотя нет, определённый резонанс был и в Одессе, тогда, 23-его февраля и сейчас в Киеве, но граждане: дамы и господа, панове, речь идёт не о возрождении воинского сословия или гардемаринов, не о сочетании военной выправки с умением танцевать мазурку и по-французски изъясняться… Речь идёт о профессиональной армии как настоятельном требовании современности.

А потому разнобой высказываний стал характеристикой разности позиций. Практика же коллективной презентации, которая не становится цельным высказыванием берёт своё начало со времён Центра Сороса. Затем она успешно  перекочевала в центр Пинчука, где ведётся подбор под имена, где происходит презентация видЕний — вИдений, а не разворачивание определённой идеи… В утешение себе и знатокам могу напомнить, что остро обсуждаемый кризис мегапроектов: от «Документы» до, уже вошедшей  в украинское понимание, «Венецианской биеннали» страдают той же общей невняностью, которая там лишь притушёвывается масштабностью — гигантизмом имён и отдельными удачными высказываниями. И там (в Венеции), даже там, каждый выдергивает что-то своё, даже если награждается\поощряется нечто совсем другое…

Н-да! А посему приватной галерее имеющей что сказать на общественно значимую тематику, а не по поводу приватно будуарных аллюзий от владелиц арт бутиков уже похвально. Дело осталось за малым, чтоб актуальное искусство стало общественно важным событием, только как это сделать? А? 

Ута КИЛЬТЕР


Ута Кильтер



Форум * Форум today.od.ua * Чем занимаются художники вместо службы в армии...



Нет комментариев.



Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: