Последние поступления в карман:
«Омаж Учителю» или «Учиться, учиться и учиться взаимодействовать»
Про приватність та публічність образотворчого мистецтва
У «Кромки моря»
Reider09Liason
Чингизиды в Киеве, в «Дукате»
OttoTamer
УТА-ВЕРЕ
Станислав Жалобнюк - художник и человек
Быт или не быт?
Холод, Ливни и Удача
 

Как бы нам «разрегионалить» современное искусство?

Было бы неправомерным считать, что новейшее искусство сконцентрировано исключительно в столице нашей отчизны. В мае месяце планируется проведение второй всеукраинской акции «Яворивской инициативы», — а во Львов вновь приедут активисты актуального искусства со всей Украины.

Первая встреча состоялась первого марта во время реализации «Концептуального проекта «Холод»», в рамках которого проводился круглый стол по проблемам современного искусства. За «стол» захотели усесться практически все лидеры этой специфической сферы культуры и наконец-то хотя бы обсудить положение дел.

Когда тебя приглашают на конференцию во Львов, то это означает ценимую возможность естественного общения на родном языке, возможность вновь побывать в дивном городе; а если приглашение исходит от Влодка Кауфмана и «Мистецького центру «Дзига»», то тогда эта конференция обещает быть из сферы интереса твоей раритетной профессии — арт критика. А если, уже приехав, ты видишь (в порядке появления) Евгения Карася, затем Павла Гудимова, Влада Троицкого, Виктора Хаматова, Сергея Проскурню, самого Богдана Шумиловича, директора фестиваля из Люблина Вальдемара Татарчука, то понимаешь, что проект представительный и даже, возможно, результативный.

Подобному съезду предшествовала «Яворівська ініциатива — 2007». В городе Яворив, что в 7 км от Львова, местная инициативная группа приняла решение: «Всеукраинскому актуальному искусству быть! Сделать для этого всё возможное» и предложила как площадку свой город. Благо в горсовете (она же мэрия или ратуша), отдел культуры составился из молодых и европейски образованных людей.

Был предложен круг тем, которые Круглый стол, признав проблемами неотложными, срочными и наболевшими, пытался найти разрешение. И хотя они и были разбиты на блоки, но вопросы профессионализма, качества творений искусства и критериев актуальности, образования и обнародования стали видеться ещё более болезненными. Главной же проблемой стала представляться дискриминация внутренних областей страны, так называемой («ще за польськіх часів») «Великої України».

А и впрямь, нет, вы только посмотрите, посмотрите сами: во всех статистических сводках фигурируют окраинные области (последняя попалась о количестве и качестве читателей). В ней указаны несколько восточных городов, один от запада и Одесса с юга. А где хотя бы тот же север? А? Отсутствует север! Как и срединность. Немотствуют. А ведь и они имеют право на художественные  высказывания, пусть вначале наивно и невнятно, но право голоса имеют. А потому вторым по важности вставал вопрос о (извините, но уж очень точное слово -) «едукації» — образовательных, просветительных программах. Словом, объединенные «Холодом» (арт проектом) вынуждены перебирать на себя функции, которые нормативны для государственных структур. И тут, молодой и образованный сектор культуры Львовского горисполкома оказался передовиком. Он даже предоставил собственные площади для обсуждений, т.е. мы сидели внутри Ратуши и там вместе с чиновниками дискутировали. Хотя, когда среди их числа пребывает Богдан Шумилович, уже написавший ряд текстов по социологии искусства — что и есть доподлинным предметом профессионального знания арт критиков и арт менеджеров. А сам факт приезда ведущих киевских галеристов, как и Троицкого или Проскурни — людей, имеющих немалый опыт проведения всеукраинских акций актуального искусства; людей чрезмерно занятых, свидетельствовал, что это собрание не будет просто «говориловом», что пришло время действовать, что «больше невмоготу».

Мысль о консолидации… очевидная мысль о консолидации усилий… Хотя иногда казалось, что мы вот возвращаемся на круги своя. Достаточно серьёзное и, главное, независимое — с «инициативой снизу» движение актуального искусства конца 80-х — начала 90-х, деятельность малых групп и индивидов со временем стала подвижничеством. Не финансируемое нигде и никем, не поддерживаемое и даже не поощряемое, в середине 90-х было просто-таки задавлено появлением сверхмощного, жёстко структурированного, абсорбирующего участников центром, потом уже и двумя, Сороса. Деньги от Сороса закончились и бригада, взявшая на себя обязанность говорить от лица всей страны, скоро перебралась под другую опеку. А речь идёт, по-прежнему, об актуальном=социально значимом искусстве. Искусстве, обеспокоенном жизнью и состоянием умов в данной, конкретной стране. Людях, которым есть дело до того, насколько критерий свободы самовыражения соответствует человеческим ценностям. Обыкновенным ценностям человечности.

Маркиян Иващишин, директор центра «Дзига», прокомментировал опасения повторно-возвратного движения актуального искусства, как своеобразного «возрождения» так: «Да, звучит амбициозно и нереалистично, но почему бы и не попробовать? Ведь это ж нужно. Нужно всем, даже тем, кто не вполне понимает что это такое. Да ведь ХХI-ый век! Пора уж жить в со-временном мире, а не мире своего времени!».

И о времени. Первое марта — календарно первый день весны. Накануне сияло солнышко, было тепло. А тут, в день симпозиума что-то стало хмуро, поХОЛОДало, пошёл дождь, добавился сильный ветер. Так вот, именно во время презентации объектов самой акции «Холод» случилось погодное явление, которое, по-хорошему, требовало переименовать всё действо в известное (и не только немецкое) чертыхание «Donnerwetter!» — в прямом переводе означающее  природный феномен, когда гремит гром, льёт ливень, а порывы ветра шквалистые. И во время представления объектов «Холода» во дворике «Дзиги», этот «доннервэттер»-таки и произошёл. Без всяких скидок и поблажек. Как урок всем занимающимся актуальным  искусством, как наставление и наглядная иллюстрация условий существования некоммерческих направлений в культуре Украины.

Хотя объёмные объекты, выполненные из льда молодыми авторами были эстетскими, «зарозумілими» и символичными в том числе, что удавалось воспринять видавшим и не такое противодействие деятелям актуального искусства. Склад ледяных  голов, которые потихоньку оплавлялись, истекали лужицами (но красиво-прозрачно блестевшие лысинами на просвет); ледяные же фигуры, как бы карабкающиеся между факелами вверх по стене. Один автор\ка едва не плакала из-за того, что ливень разрушил гладкость поверхностей её кубов. Так ведь это ж акция! И участие природы, довершившей творение, обратив их в поклёванно-грязноватые и рыхлые — отменно продемонстрировало, наглядно проиллюстрировало состояние дел, которое все участники решительно намерены изменить.

Масса, масса вопросов и проблем были лишь обозначены, как то: наличие в стране Украине арт критиков — независимых, мыслящих социально значимыми категориями журналистов и теоретиков искусства. А ещё всем собравшимся, очень бы хотелось, чтоб всеукраинские издания приложили усилия и сумели понять специфику современной культуры, её невостребованный консолидирующий потенциал. Участники круглого стола проекта «Холод» знают, что актуальное искусство должно быть обращено не только к художникам и культурно обеспокоенным гражданам Украины окраин страны, но в первую очередь жителям «Великої України» — срединных областей, в Полтаве, Виннице, Житомире. Столь желательно, чтоб их социально мыслящие авторы знали, что их пусть и наивные, но искренние художественные высказывания также нужны и интересны всем.

А вообще всё было замечательно: сама возможность встретится всем сразу, проговорить то, о чём каждый думал поодиночке. Впечатлило гостеприимство  «Дзиги» (а автора статьи особенно легендарные львовские «флячки»), «Дзига» же предложила вывешивать арт критические, журналистские статьи и тексты на своём сайте. Арт критические = аналитические, а не пиарные, замаскированные под журналистику.

Когда же в нашей стране будет понято и принято то, что речь идёт о восстановлении связи между культурой и правами человека? Ибо статья 27(1) Всеобщей декларации прав человека (1948) гласит: «Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества…». Казалось бы просто, но для осуществления этой простоты усилия предпринимают пока лишь единицы профессионалов, работающих в русле «Яворивской инициативы». Хотя лучше было бы сослаться на Эдуардо Дельгадо (2001 год): «Культура есть одним из прав человека, лежащих в основе человеческого достоинства» или на Ги Дебора, описывающего угрозы «онемения» культуры в преобладающем «обществе зрелищ»… Ведь тогда «холод» перестанет восприниматься как холод, а в «оттаивании» не будет нужды.
Ах да, на следующий день, 2-го марта, во Львове ещё и град сыпался — комочки льда и концентрированного холода. Ещё раз напоминая об «Аттракционе «Охолодження мозку» из проекта. Там, вставившему голову в подобие сушилок советских парикмахерских, но из льда, размещенных на радужно мерцающем подиуме,  сулили, что в результате подобной обработки «покращиться кровопостачання мозку, зникне роздратування, страх і лупа».

                                                 Ута КИЛЬТЕР


Ута Кильтер



Форум * Форум today.od.ua * Как бы нам «разрегионалить» современное искусство?



Нет комментариев.



Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: