Две лекции про «Dokumenta ХII»В заявке-приглашении на двухдневный семинар значилось: «Dokumenta — самая важная выставка современного искусства мирового значения, которая проходит в городе Кассель раз в пять лет». В Немецкий культурный центр «Гёте институт в Украине», что в Киеве, были приглашены художники, журналисты, арт критики, галеристы и коллекционеры.В Украине существует международный благотворительный фонд в поддержку новейшего искусства «Eidos», который возглавляет Катрин Зингер. Ей-то и пришла замечательная идея заполучить в Украину куратора «важнейшей выставки современного искусства мира» и совместно с другой дамой (фрау) Марион Хаазе, директором Гёте института, им удалось это осуществить. Получилось событие даже международного масштаба, по достоинству оценённое в пределах нашей страны, без преувеличения, единицами. Благо, наш культурно продвинутый журнал, понимал значимость события; а потому читателям «ДНК» предоставляется возможность приобрести того рода знания, что отличают человека живущего в современном мире, от не оторвавшихся в своём развитии от лувров с эрмитажами. Семинар назывался «Сучасне мистецтво і спільнота», в английской версии было «public», а если попробовать перевести тему на русский, то получится нечто в виде «публичной общности» или «социальной общности», а то и «общественной общности»
Расширенной расшифровки в моих конспектах насобиралось страниц 15, — не пугайтесь, мы только потихонечку подойдём к теме. Итак, «Dokumenta» — это
ах да, ведь в анонсе уже обозначено где и что это. Но вот «как» — наиважнейшее — попробую прояснить для украинских читателей. Что проще всего будет сделать, учитывая нынешний Олимпийский год, посредством спортивных аналогий. Почти все украинцы сумели уяснить, что такое Венецианская биенналь. Она проводится раз в два года, а вообще биенналей — много и разнообразных. Но вот только Венецианская (+ ещё пару в мире) — влиятельная. Так вот, про спорт
есть, положим, европейский чемпионат по футболу, есть чемпионат мира, но имеется и Олимпийский. И если ты уж туда попал, то даже вне зависимости от результата — ты попал и в историю спорта. «Dokumenta» — это Олимпийские игры для художников и их кураторов, но без медалей, призов и почётных мест. Место уже почётно. Попал и всё, — можно умирать, ты уже в истории новейшего искусства, свою миссию на земле, считай, осуществил, создал важное художественное высказывание. Впрочем, наверное, нужно немного рассказать о том, как «Документе» в городе Касселе удалось стать «DOKUMENTA». Особенно учитывая то, что эту лекцию мне довелось прослушать в Киеве дважды. Там речь шла о послевоенной Германии и практически полностью разрушенном городке (там и сейчас ДО 200-тысяч жителей), в котором уцелел и нетронутым, возносился над городом дворец Фридерицеанум. И тогда немцы для приободрения решили провести там выставку садового искусства. Она имела (мы бы сказали: «бешенный успех») невероятный успех, съезжались со всей Германии посмотреть, и даже из-за рубежа. Успех было решено закрепить, а выставку повторить. Но умный Арнольд Бодэ, профессор искусств, хитренький такой, предложил ДОПОЛНИТЬ её работами современного искусства, особенно теми, которые были запрещены во времена гитлеризма. Успех на этот раз был просто-таки колоссальным! А как же! Увидеть нечто запрещённое было свойственно людям всегда. К тому же там появилась такая фигура новейшего искусства как Йозеф Бойс — крупнейшая, скажу я вам фигура, ибо даже люди имеющие смутное представление о «Dokumenta», Йозефа Бойса-таки знают. Ну это — как Энди Ворхол, только заявил о себе раньше и по-другому. А вот уж к Бойсу потянулись, действительно со всего мира самые передовые личности и имена. Тем самым Германия стала понемногу свой подмоченный имидж выправлять, а затем уже и делать стратегические разработки в области (внимание!) специфики мышления, менталитета современного человека, причём посредством визуальных искусств — не изобразительных, а визуальных (см. соответствующий текст в журнале «ДНК» №17 за 2006 год). Сделав краткое вступление — прояснение, следует перейти к знаменательному событию: пребыванию в Украине с лекциями куратора последней, двенадцатой «Dokumenta», которая имела место в том же Касселе в 2007-ом году. Сейчас, сугубо для одесситов, легче всего «на деньги» понимающих: бюджет этой выставки — 9, 5 млн. евро, причём куратором становится человек, которому БЕЗУСЛОВНО, т.е. «на слово» вверяют, безаговорочно всю эту сумму (здесь пусть пошокируются в с е украинцы). Каков же должен быть у человека, становящемуся куратором «Dokumenta» авторитет, или, введём вышедшее из употребления в отечественных реалиях термин «репутация»! Высочайшая-превысочайшая!!! И вот Роджер Бьоргель прибыл
Он оказался невысок, сухопар и суховат. А в ходе ведения лекции ещё и учёным сухарём, обстоятельным до нудности, скрупулёзным, о таких сами немцы говорят «preuschen» (пруссак). Вот такого я не ожидала! Памятуя своё потрясение от первого моего знакомства с «Dokumenta IХ», куда я махнула за свои «кровные», ещё обучаясь современному искусству в Германии; а затем потрясение от личности куратора следующей выставки. Когда в ходе работы тележурналистом на Х-ой мне довелось наблюдать как куратор Катрин Давид «держала удар», отвечая на едкие и высоко профессиональные вопросы, практически атаки арт критиков самого высокого ранга со всего мира
А тут
Дотошность да и только. Хотя, управиться с бандой (без всяких кавычек) артистов-художников международного класса, знаменитых — именитых и особливо молодых да амбициозных
это вам не поле перейти. А потом выстроить концепт, который ОБЯЗАН войти в историю новейшего искусства; а сколько поломанных судеб кураторов знает более чем полувековая история «Dokumenta»! Вот и выбрали профессора-сухаря. Коротко говоря, господин Бьоргель на свою 100-дневную выставку, когда в заштатный город специально приехало пол миллиона посетителей (снова для украинцев: оправдав 60% затраченных средств) пригласил 126 художников со 126 проектами. Они, по его словам, сложились в единое послание (человечеству). Уф, тут уж вступили в силу совковые идeологемы, а именно: подобного уровня заявками могут быть лишь предельно обобщённые, из серии: «миру- мир!» или «дружба навеки!». Ха! Ушлые — посвященные, продвинутые и «обізнані» зрители-посетители ЗНАЮТ, выработали навыки по освоение подобного количества и качества интеллектуальной нагрузки. Скажу больше, они её с нетерпением дожидаются 5 лет, чтобы получить своё. Смотреть там много всего, но ведь каждый вправе делать акцент, выделять что-то своё. Не говоря уж том, что человек среднего класса на «Dokumenta» не побывавший, своё мнение о ней не составивший, как бы становится в глазах окружающих культурным изгоем («темнота», мы бы сказали: «деревня» или что-то про «калашный ряд» вспомнили). Коротко говоря, акцентом последней «Dokumenta» был «мир во всём мире и взаимопонимание». А если серьёзно, то производилась сущностная стыковка между традиционными объектами, якобы не сопоставимых, культур; вытягивалась глубинная взаимосвязь и взаимозависимость, особенно в контексте постиндустриального и давно уже интернетно-виртуального киберсообщества («спільноти») наций и народов (правда круто звучит?). Словом, кто там не бывал, от 3 до 5 дней не потратил, стараясь вникнуть, распознать и познать, тот отстал, и очень сильно, от современности, новейшего времени. И сознание (с привычками) у него остались дремучими, как у любого локально мыслящего существа.
хотя многим всё же больше всего понравилось плюшевое чучело жирафа, выполненное в полный, 4,5 метра рост
Ута КИЛЬТЕР
Ута Кильтер
|