Последние поступления в карман:
«Омаж Учителю» или «Учиться, учиться и учиться взаимодействовать»
Про приватність та публічність образотворчого мистецтва
У «Кромки моря»
Reider09Liason
Чингизиды в Киеве, в «Дукате»
OttoTamer
УТА-ВЕРЕ
Станислав Жалобнюк - художник и человек
Быт или не быт?
Холод, Ливни и Удача
 

«.JPEG» как фестиваль современного искусства

«.JPEG» — означает «расширение картинки» в компьютерном формате. Неудивительно, что фестиваль молодого искусства, организованный самими же молодыми получил подобное название. Визуальное «расширение картинки» — художественная акция и две экспозиции — абсолютно совпадало с задачей фестиваля.

Весть о готовящемся в Одессе фестивале настигла меня во Львове (на тамошнем фестивале «Тиждень сучасного мистецтва»), я искренне обрадовалась: «УРА!» и «Нарешті!», — вскричала я. Тем паче, что организаторами выступили молодые, молодые-молодые, а не «средне молодые» художники и активисты. «Ура!», — им ещё раз, а после завершения нужно добавить и «Виват!». Т.е. сами, без помочей, без дядь и дедов, раскрутили ситуацию, собрали творцов и сделали это. Тут самое любопытное, даже что и ПРЕлюбопытное — вне Киева, что-то более или менее серьёзное заварилось, и было-таки сварено. И при том всеукраинское. А ещё и молодёжное.

Задачей же фестиваля было знакомство с современным японским искусством, современным украинским искусством и попытка установления диалога между ними. «.JPEG» — это, напомним, такая себе функция компьютера, формат и   расширение картинок. И она, несомненно, расширилась.

Начнём с самих себя — одесситов, что-то давненько у нас не было «расширенной» возможности повидать визуальное, именно «визуальное», а не изобразительное искусство наших же ребят/девчат. Нормативные презентации от иноземных институций являют обычно нечто плоскостное, легко прилипающее к стенам, лёгкое, ЧТО ВПОЛНЕ И С ТАКИМ ЖЕ УСПЕХОМ можно узревать в интернете. К тому же оно, в своём большинстве, всё почему-то посвящено маргиналам. Да, мы тоже здесь все маргиналы, но о современном искусстве наслышаны и готовы (а лет 10 тому назад и пробовали) работать = выражать себя и своё посредством новейшего искусства.

Т.е. есть кому сказать, есть что сказать, но оно перекочёвывает, в лучшем случае, в Киев, дабы там — на больших фестивалях или в центрах быть представленным. А тут, — раз, и доставлено прямо тебе, на блюдечке, под нос и бесплатно: заходи и ознакомляйся. Более того, организаторы доставили ещё и работы иногородних авторов из Львова, Тернополя. Причём последние уже успели заявить о себе на своих акциях, фестивалях и Одесса заполучила возможность «на власні очі» увидеть то, что доселе плоскостно выглядывало из интернета, — картинка расширилась и обрела объём достоверности.

Так что же нам, одесситам, довелось увидать, обходя — обо-зревать, что инициативная группа «Край-не важно» явила как «эксперимент совместного творчества»? (И начинайте понемногу привыкать к тому, что молодняк имеет и-нет склонность «ховаться» за никами, хотя имена организаторов — Дмитрий Шиян, Аркадий Пташников и Виктор Глущенко). Впрочем, это — не все организаторы, ещё необходимо добавить имя Ганны Васык, японоговорящей, которая от имени меценатов (меценатов, а не спонсоров!) Japan Tobacco International самолично, собственными ручками , во всём помогала.

Изначально фестиваль нужно разбить на 2 части: фееричную и уравновешенно презентационную, акцию и отдельно выставку; действо, где можно было «пофестивалить» — вечеринку и экспозицию в Морской галерее.
27 сентября по означенному адресу: Ришельевская, 9, более известному одесситам как бывший Центр украинской культуры, а ещё более продвинутым одесситам как бывшее удачное место для проведения фестивалей «2 дня 2 ночи новой музыки» пришедшего ожидала феерия. Когда-то до боли родное (для меня) пространство трансформировалось — преобразовалось — преобразилось.

Через огромный туннель, чёрный, отсвечивающий отблесками с собственным ритмом, зритель попадал, «как кура во щи» (без подготовки, тотчас), погружался в феерию звуков, толчеи, заглядывания-разглядывания и блуждания посреди объектов. Мерцающих или поглощающих свет объектов новейшего искусства. Нет, точнее, источающих свет, сияющих и светящихся. Нейтральная звуковая среда создавала приподнятое настроение, даже что и воодушевление.
Мне удалось погрузиться сразу, одномоментно, и начать воспринимать всё как целостное действо, причём именно как фестиваль. Да и зрители-посетители уже вполне «фестивалили»: сидели на полу, обсуждали, выпивали, (о, ужас!) курили, говорили о своём: возникла территория общения «по поводу», возникла атмосфера и возможность непринуждённого восприятия представленного.

А самой впечатляющей, прямо-таки «осиянной» стала инсталляция «Мела».

Как акция визуальное действо предполагает сочетание, дополнение аудиосредой. Сочетание с музыкой имело свои достоинства и недостатки, к примеру, встреченный мною рокер-блэкушник-хэви металлист начисто отверг всё видимое из-за «неправильной» музыки (?!). Действительно, сложно всё уравновесить, тем более, что не все ди-джеи готовы или способны вписаться в действо, а всё норовят натянуть на себя одеяло внимания, разрушая целостность действа. Но в целом, как для фестиваля, было уместно, особенно оно помогло во время перформанса.

Больших размеров квадрат, стоящий на круглом невысоком подиуме, был освещён изнутри, изнутри же расписывался украинскими участниками, видео проекцию чего можно было наблюдать на экране (и почему-то был драйв неизвестности, ожидания). Затем куб был поднят, из-под него появились украинские маляры, которых сменили японские. О, это было здорово, потому что они утрировали, воспроизводили наше ожидание восприятия японцев: с пластмассовыми автоматами в руках, они забавно: то ли мультяшно-, то ли ниндзяшно-, то ли якудзо- (словом, по-японски) перебегали, подворачивая косолапо ножки, переваливаясь, переворачивались. Они были действительно маленького росточка, с коротенькими ручками и ножками. Они наставляли своё оружие на нас, замирая в выжидательных позах (или это мы замирали?), затем стреляли, пуляли красками по кубу снаружи. Потом, раз — и направили в зал (стоящие в том направлении очень быстро и даже как-то ловко спрятались за небольшой инсталляцией), но нет, на подготовленные объекты.

Кстати, подготовленные объекты были типичными для современного японского искусства творениями, которые либо нарочито — демонстративно — созданы из натуральных материалов (со значительным количеством вложенного ручного труда), либо, наоборот, исключительно высоко технологичны. Те, по которым пуляли были созданы из картона, как и домик, который к ним прилегал.

За наших ребят краснеть не пришлось, особенно за «Мела», особенно за видео инсталляцию «Клонуй мене ніжно» львовянина Сергия Петлюка; тонкая, полупрозрачная видео проекция Евгения Вайсберга на картон при входе могла удерживать и удерживала внимание внимательных. Благо, таковые присутствовали.

Безусловно, оттого, что вход бесплатный, в субботу, были субъекты всякие, которых на улице нынче невмоготу много, но — хорошая организация, не распоясывались; оглянув, покидали. Зато было достаточно, — а я теперь это везде отлавливаю — молодёжи «с лицами», имеется ввиду хорошими, человеческими лицами. Были обнаружены представители профессуры (!) консерваторской и университетской. Одним словом, арт критику вполне комфортно там было пребывать. И классно, и радостно-оптимистично: объекты «собрались», а «атмосфера» (фестиваля) возникла.
Лишь одна из работ точно выбивалась, прямолинейностью хода, жёсткостью обращения, невнятностью сообщения. Была даже что и провокационной при всей одесской всеядности, особенно в вопросах идеологических (организаторам всё же отбор нужно осуществлять, не только организовывать, но и ответствовать). И непрестанно думалось: «Уф, «вбухано» столько труда и времени на изготовление, инсталлирование и всё на один вечер: кто не попал, тому не повезло! А жаль!». Тут же (философично): «На то оно и современное искусство, что создаётся не на века, не в расчёте на благодарных потомков, а что оно — новейшее искусство — способ самовыражения, самоидентификации или поиска того и другого». А в нашем случае возможности чуть получше понять молодых и их способ взаимодействия с миром, между собой. Или получить представление.

Зато экспозиция в Морской галерее была совершенно, до академичности спокойной, взвешенной. С хорошо освоенным пространством. Там свисали созданные из газетной, привезённой прямо из Японии, бумаги такие себе драконы (славные). С одним из них на плече расхаживал Драгонмэн, так его участники обозначили. Он же очень ловко и непонятно как, перед твоим носом сворачивал из газеты браслетики на руку и колечко (и мне досталось то и другое!). А ещё свисали стяги, длинные, служащие обозначением территории «.JPEG», расползающиеся в нитки по полу. На них сверху, кружочком, сидели — ага! не по-японски, а по-турецки! — художники группы «Бон-бон» и обстоятельно отвечали на все дурацкие и не очень вопросы. Их лидер, с непомерно благозвучным для украинского уха именем Матсуи КОХАЙ пытался внушить, что хотя и с той, и с другой стороны знаний английского маловато, но сам факт пребывания здесь для японских художников важен, ведь: «Мне кажется, что я способен многое понять о вас , Одессе, Украине — просто здесь побывав, увидев; но и уверен, что многое о нас, японцах рассказать посредством творений и того, как, зачем они сделаны».

Украинские авторы воссоздали японские реминисценции, типа «сада камней», выставили видеоарт, антитехногенные (а может и антиглобалистские) объекты, картинки. Картинки вывесили с обеих сторон. Многие из них были наивными до беспредельности.

Но они были свежими. Понимаете, «свежими»? А не затасканно опознаваемыми, «созданными в стилистике и русле», сделанное «на авось», «по случаю», — а я люблю больше сырое (если это не мясо); надоело варёное, переваренное и перекопчённое, люблю неровное и, главное, — живое. А оно таким и было. Словом, выставка удалась, хотя тем, кто попал на вечеринку повезло много больше, там и объекты были серьёзнее по замыслу и исполнению, и объёмнее, выразительней, да и презентация в форме вечеринки много облегчила процесс постижения сути .JPEG — «расширения пространства арт-коммуникации».

И напоследок благопожелание: чтоб опыт «Край-не важно» стал первым, но не единственным в проведении акций новейшего искусства; чтоб пусть не столь широкомасштабных начинаний, но было почаще, почище и разных.

Ута КИЛЬТЕР
 (написано для журнала «ДНК»)


Ута Кильтер



Форум * Форум today.od.ua * «.JPEG» как фестиваль современного искусства.
Оксана [21 марта 2009]
«. jpeg» — означает «разрешение картинки» в компьютерном формате, а никакое не расширение.
м [5 июля 2009]
оксана, наоборот =)
а [8 апреля 2011]
вот вот) расширение - формат файла, а разрешение - размер картинки в пикселях. 21 век на дворе)
Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: