15 лет львовскому центру современного искусства «Дзига»Речь пойдёт не об уже освещённом проекте «Холод», а реальном холоде. Умопомрачительных погодных условиях и умопомрачительных — замечательных и превосходных проектах фестиваля «Тиждень сучасного мистецтва».Безусловно, не всё было превосходно, но многое — примечательно. Особенно погода, поскольку ноябрьская температура в Одессе приблизительно такая же, какой была в сентябре на львовском «Тижне». Представьте: тут ещё длится бархатный сезон, а во Львове обещают дожди и +5С. И в это нужно верить. И так оно и было. С поправочкой: не дожди, а ливни. Во время фестиваля «Тиждень сучасного мистецтва» дождь стоял стеной. Сплошной. Плотной. Головы было не поднять, — города не повидать; по щиколотку в воде перемещаться. А так как события происходили на достаточно отдалённом друг от друга месте, то много в холоде и мокроте перемещаться. Киевские искусствоведы роптали. Возможно современное искусство способно греть мозг, душу, но сердце — кровообращение — вяло. Тут же буду опровергать саму себя: одна из акций согрела и душу, и мозг, и, особенно, сердце — литовца Редаса Диржиса. Описание чего оставлю напоследок, — чтоб была интрига! В промозглой мокрости устремляясь к следующему действу (с доступной тебе скоростью), можно было повидать и поприсутствовать на 70 акциях! Которые были чётко разграничены: «Потенция Пустоты» (всевозможные виды визуального искусства, от графики до объектов и инсталляций); « mediaDepo» ( видео и иные медиа искусства ); « III дня искусства перформанса». Пытаясь продлить интригу, подскажу, что Рядас предстал по части искусства перформанса. И слегка её расширяя: даже такой тяжеловес медиа арта как Сергей Тетерин (Пермь-Петербург) после признался, что перформанс действительно вид искусства и что он, пожалуй, не прочь поработать в жанре видео-перформанса. Акций (- открытий, презентаций, вернисажей, лекций, показов и демонстраций) было великое множество, что автоматически превращает скромно обозначенный как «Тиждень» в фестиваль современного искусства. К тому же международный, к тому же с участием звёзд первой величины украинского новейшего искусства, к тому же под наблюдением арт критиков не только собственных. К примеру, в самой «Дзиге» проходила выставка Павла Макова, великолепного, утончённого и даже что и философичного. Харьковский интеллектуал снобистски работает в графике, причём ещё и офорте, но это подлинно современное искусство. Тут представилась возможность не по каталогам да публикациям высматривать, а «в живую» созерцать. И
(очень сильно хочется сказать) любоваться; ладно скажу: наслаждаться мастерством и проникновенностью проговариваемого. Ну, а то что напроговаривала парочка Маценко-Тистол (они себя «Худпромом» называют) и есть Худпром, — вседоступно, т.е. перед глазами стоящая реальность действительности, или — действительная реальность, всеми опознаваемая как таковая, но только этими авторами столь точно конкретизируемая. Так оно и есть! Все эти ихние игры: «нацгероев Украины» с новоявленной дедовской аграрной символикой, узоры вышиванок с блёкло зияющими смысловыми прорехами. Они себя к «неофолку» причисляют. Когда впервые видишь столь широкую подборку из разных проектов их полотен, то наша украинская реальность становиться как будто даже и прозрачнее — очевиднее, что же там такое, на самом деле, происходит. Не с нами, украинцами, а «ими». Подобную роскошь приготовил для львовян Павел Гудимов со своей киевской «Я-галерея». Что ИДЕАЛЬНО ВПИСАЛОСЬ, будто было специально для этого места создано, в «совгосучреждение», с ужасающим названием что-то типа НКВД, нет ТЗВОк (театр Западного военного округа!). Там лампы светят в пол накала, там — ещё ТЕ шторы, ободранные, из вишнёвого бархата; героическая лепнина, сталинского дизайна лестницы. Там органичной воспринималась работа «Коврик общаговский прикроватный» — холстина, на которую набит образ Кучмы в орнаменте из винограа и козаков. Там за бархатной этой занавес ью дотошным арт критиком был обнаружен подтёкший — СИЛЬНО и проваленный потолок. Там страшное и ужасное казалось ностальгично прекрасным (для некоторых). Что тревожило душу, взывало к мозговой деятельности. Были любопытные работы и львовских авторов — рассредоточенные в разных местах и галереях города, снова пришлось побегать «під зливой». При этом неотступно преследовала мысль об ивано-франковских затоплениях, до двух метров. Тут уж подошло время означить, что всё действо на самом деле было посвящено 15-летию деятельности арт центра «Дзига». пятнадцатилетию! И это было достойное празднество, для всей Украины, и не только. Поскольку были ещё поляки, были литовцы, белорусы — 2, россиянин и немец. Немец тоже «тяжеловес», тоже медиа артист, Свен Кёниг, про « Transmediale» (Берлин) и « Ars electronica » (Линц, Австрия) — самые именитые фестивали чуть ли не пренебрежительно, по-домашнему, рассказывал. Это уже из раздела « mediaDepo». Вот тут уж лично мне и паре-тройке других индивидуумов попечалиться придётся. Там у них, на «Тижне» ни больше, ни меньше, но крутили ЧАСАМИ из этих фестивалей, причём « Transmediale — 2008»(!), причём официально, уплатив «роялти» (именно так!) + Сергей Тетерин, + Свен Кёниг. Сейчас мы резко перейдём к « III дням искусства перформанса», где главным курьёзом во всех смыслах этого слова была доставка живых классиков данного жанра поляками. Не уходя в тему «Геронтология в искусстве», обозначу, что у 87-летнего и 78-летнего патриархов, было чему поучиться; всё же занятие настоящим искусством действительно гарантирует долгую плодотворную жизнь. Поляки это доказали. Но драйв, причём невольно, вызвал перформанс Влодка Кауфмана: просто зрителей было множество, а стоять им всем предстояло на лестнице, ведущей вниз. Задним было плохо видно, они напирали, создавая напряжение: поваляться как доминошный домик все на перформера (Кауфмана) или устоят? Потом милосердные стали не могущим видеть отчётливо комментировать, что же там художник за действа совершает. Получился перформанс с синхронным комментированием. Кстати, сам он по задумке был таким себе молчаливым, с медитированием над темой взращивания доброго и вечного, чтением, про себя, книги «Кому на Руси жить хорошо» Н.Некрасова. Т.е. публика была таким образом задействована в деле живой реакции на совершаемое (= перформанс). И вот, мы подобрались Редасу Диржису. Напомню, фестиваль происходил в условиях собачьего холода и немыслимой текучести небесной — «хляби небесной». Да, этот литовец со своими манерами учителя заштатной школы взял и совершил это — учинил самый разнастоящий перформанс . Законом и характерным отличием которого является задача представить то, что актуально для ЭТИХ людей «здесь и сейчас» (Вальтер Бенджамин). Т.е. было слякотно и промозгло, в перемещениях из «Дзиги» в этот их РЗНБО, минуя всякий раз Оперный театр, который стоит на проспекте Свободы. Так вот, Редас начал собирать зрителей на открытом месте, у театра. Сначала подкапываясь под гранитные булыжники проспекта. Отковырял один, другой.., третий. А делал он это старательно и обстоятельно. Затем ещё и ещё. Развернул транспарант, написанный на дерюге, коряво: «Будь реалістом вимагай неможливого!». Продолжает разбирать мостовую в самом, что ни на есть центре, под ливнем. Уже стало и смеркаться, милиция начала приближаться, зеваки истязали пришедших вопросами «а що це він робить тут???», — обеспокоенно. Да и сами участники фестиваля волноваться начали, а тут ещё и пояснения измышляй. Затем был развёрнут другой транспарант «Під камінням пляж!». Ага! Нас призывают пренебрегать обстоятельствами жизни! В подтверждении чего перформер разделся до трусов, подстелил газетку (литовскую) и начал делать вид, что загорает. Уф! Кошмарно и прекрасно! Стали аплодировать
Нет, он «загорает»: «Мне бы ещё чашечку коффе», — говорит. Ну, сердобольные зрители побежали сразу в трёх разных направлениях. Кто-то в ужасе запричитал: «В « Mc’Donalds» e очередь!». Первым был доставлен кофе из дорого ресторана в фарфоровой чашке. Все угодливо склонились. Редас Диржис пригубил, встал и поклонился. Браво! Так литовский художник сумел не только отыграть ситуацию обстоятельств, не только привлечь — с искренним участием — посвящённых, но и посторонних людей. Он сумел также рассказать нам многое другое об обстоятельствах жизни и творчества, и настоящем современном искусстве. Хм, уже потом была вечеринка в «Дзиге» со всеми заявленными участниками + Юрко Издрык, + непомерно вкусная — подлинная «кров ’янка» с гречневой кашей внутри и прочие яства, чем «Дзига» и Маркиян Иващишин умеют баловать. Как и в условиях абсолютного противодействия модернизации страны идти на 3 шага впереди, занимаясь, и серьёзно, важным делом — современным искусством. Ута КИЛЬТЕР
Ута Кильтер
|