Чингизиды в Киеве, в «Дукате» Наконец-то мне посчастливилось побывать на вернисаже, который Вернисаж, где лица собравшихся дам и господ были отмечены интеллектом, там были ЛИЧности, т.е. люди понимающие, понимающие ЧТО тут представлено и какова дополнительная («добавочная») ценность этой выставки. Потому что я попала на презентацию ПРОЕКТА, не «проекта», когда собирают у художников полотна, а затем придумывают под них броское названьице. Тут был проект в изначальном значении этого понятия – как результат (ой, остро захотелось назвать «плодом») серьёзной исследовательской работы.«Да-да-да, там в этой новой и «жирной» по месту положения галерее торговать будут советским прошлым, исключительно», — таково было суждение, услышанное о новой галерее. «Дукат» и впрямь открылся в центре центра столицы. Но тут (о местоположении) следует сказать, что наконец-то в правильном месте, ибо по закону галерейной деятельности галерее желательно располагаться в прогулочной части города. Ну просто, как необходимое условие к тому, чтобы быть посещаемой не только покупателями, а и с просветительской точки зрения. Да, и вот тут-то галерея и выполнила свою миссию! Представляя издание «Повелители двух материков» Олексы Гайворонского. Что в высшей мере оказалось уместным с (опять-таки) точки зрения местоположения – пребывая в одном здании с Академией наук. А также попадая в уже заданную спецификацию! Ведь это же честь и роскошь представлять данный научно-популярный труд. Начну не с автора, хотя хотелось во всё время презентации вскрикивать: «Автора! Автора!», который был на конференции зарубежом, а с Юрия Кочубея. И здесь «родзинка», во-первых, потому что пан Кочубей востоковед, учёный муж; во-вторых, потому что известен как первый посол Украины во Франции, и тут вырисовывается важная и далеко не всем известная тема, что во все годы нашей составности в СССР Украина имела собственную дипломатическую школу и собственное представительство в ООН, — поколения сугубо украинских дипломатов. А в-третьих, сама возможность на вернисаже пребывать в окружении рафинированных интеллектуалов, иметь возможность общения с ними по нынешним временам – роскошь невообразимая. Сами портретные работы, созданные Юрием Никитиным, являют нам облики крымских ханов династии Чингизидов. Максимально приближенные — не отличимые – от сохранившихся изображений соответствующей эпохи, они возникли в результате длительной, скрупулёзной работы. Я бы даже сказала «труда», но в первую очередь сотрудничества учёного и художника. Это – опыт реконструкции. Когда в точном соответствии со стилистикой той эпохи и следуя точному описанию, собранному по многочисленным источникам, восстановлены образы властителей. Они сами по себе имеют несомненную художественую ценность, — то, что заставляет рассматривать долго, всматриваться, разглядывать. А человеку, которого в раннем детстве (мне тогда было 5 лет) поразило в Бахчисарае всё, оставило неизгладимый след в памяти и душе, и наложилось, кстати, на фильм-балет «Бахчисарайский фонтан», где Майя Плисецкая – Заремба из ревности погубила Галину Уланову. Тут нужно указать на мультимедийность выстаки-проекта, замечательную во всех смыслах музыку Аллы Загайкевич, которая сама давнишний крымско-татарский фан, или «фил», словом «в теме». Завершая краткий обзор, считаю нужным «низько вклонитися» «Клинике Дорошенко Грищенко», т.е. Оксане Грищенко и Константину Дорошенко, особенно последнему, историку по сути своей, а не только образованию, который превосходно понимает, что без знания доподлинной истории и историй нашей Родины, нельзя ориентироваться и иметь собственное мнение о собственной стране, тем более когда речь идёт о таком лакомом куске (не только для историков) такого удивительного, своеобразного народа с не менее поразительной историей, которая так тесно переплетена с украинской стариной, но и актуальностью. О фолиантах Олексы Гайворонского здесь писать не буду, — он та-а-акой вкуснючий, насыщенный и захватывающий, что столь изысканным удовольствием я готова делиться только с ПОНИМАЮЩИМИ. Ута Кильтер, арт критик и давний крымотатарскофил
Ута Кильтер
|