Футуризм как он есть: будущее формируют художники.Можно, основываясь на фактах, статистических данных предполагать то или иное развитие мира, цивилизации. А есть люди чьё предназначение состоит в формировании образа (имиджа) самого человека, и, следовательно, типа поведения, взаимоотношений. И занимаются этим — задают направление и координаты не социологи, экономисты и даже не политики, но актуальное искусство. Художники.Выставка «Reflection», которая проходит в PinchukArtCentre грандиозна по собранному звёздному составу участников, причём, без какого-то бы ни было преувеличения, — мирового уровня, а также представленными объектами новейшего искусства. Проведённый накануне открытия круглый стол «Художник в ХХI столетии» предполагал встречу с некоторыми из авторов, в том числе зарубежных. Вот представьте себе, что вы проведали о том, что в Киев приезжает — лично, скажем
Сальвадор Дали! Будет участвовать в круглом столе! Примерно такое же воодушевление охватило, я знаю, не одну меня. О самой возможности повидать, понаблюдать, послушать художников такой значимости, не покидая пределов отчизны нашей, мы не смели даже и мечтать. Как и что они говорят, как ВЫГЛЯДЯТ, каков их ход мышления
Энтони Гормли! Джефф Кунс!!! Словом, «Wow!» чистой воды. Самое сложное — объяснить КАКОГО уровня художники участвуют, вот и начинаются повествования (с придыханием) о 100 млн за объект «череп» Дэмиена Хёрста; 3 млн за фото Андреаса Гурски. Но ведь подобные цены возникли благодаря вкладу их авторов в современный способ мировосприятия! Абсолютно ни в чём не сведущим, могу подбросить определение Джеффа Кунса как «Энди Уорхола наших дней», а Энтони Гормли как провозвестника идеологии «Новая телесность». Оба иноземных художника с круглого стола состоят в генеральном каталоге издательства Phaidon «Шедевры ХХ века», наряду с Сальвадором Дали, Шагалом и Пикассо. И
вообще, уже давно следует писать об искусстве серьёзно, как о социальном феномене, а не как о развлечении да развлекаловочке. Актуальное искусство — это серьезно, потому и денег стоит серьёзных. Целая индустрия, госфинансирование. Инфрастуктура — всё есть. Цены — следствие признания значимости искусства, а не наоборот. И вопрос о влиянии на жизнь общества — важен, как никогда! Недооценённая роль современного искусства сказывается в нашем обществе очень сильно. Очень-очень сильно. СТРАШНОЕ НЕДОУМЕНИЕ вызывает у несведущих несусветные (по их мнению) цены на объекты современного искусства, (дико сказать) — и.н.с.т.а.л.л.я.ц.и.и, работы видеоарта. Непонятно. Не надеюсь, что одномоментный рывок или однажды приложенное усилие сможет помочь прояснить ситуацию, но попробуем. Благо, представилась возможность опереться на материалы круглого стола «Художник ХХI столетия». Даже то, как назывался круглый стол, проведение которого предваряло открытие новой выставки в PinchukArtCentre звучало стратегически важно. А темы, которые нет, да и всплывали касались сути и предназначения искусства в современном мире. Знаю, звучит сухо и общо; но там было живое присутствие легендарных личностей. «Живое» — означает, что мы, здесь, в Украине, смогли видеть, слышать ( и наблюдать!) их стиль мышления, взаимодействия. Достаточно сложно объяснить уровень классности художников, которые участвовали в «круглом столе», разве что гиперзвёзды, мегазвёзды, ультразвёзды! Джэфф Кунс и Энтони Гормли, — их клад в современное искусство неоценим (до конца), написаны горы томов исследований, их наработки вошли в повседневную жизнь, взаимоотношения с которой ими же во многом и сформированы. Сам «круглый стол» круглым не был: была сцена и большой зал, в который набились не только специалисты, но разнообразные любопытствующие; были размышления, вопросы «не оттуда», стола — как диалога не возникло. Итак, на сцене сидели (сам) Джефф Кунс (живьём), Энтони Гормли (тоже живьём) и 4 украинских автора, нашего, но звёздного состава: Арсен Савадов, Сергей Братков, Василий Цаголов и Илья Чичкан. Украинские художники тушевались, похоже, нарочито, потому что я лично знаю, что и Савадов, и Братков умны и образованны, а Чичкан — искренен и многое понимает изнутри. Возможно, это был и оправданны ход, они тем самым давали возможность побольше услышать, пораспрашивать драгоценных гостей. Скорее, это была пресс конференция для всех. Однако насыщенная и поучительная. Для начала замечу, что иностранные творцы сумели порадовать присутствующих знанием украинских классиков авангарда Александра Архипенко, Казимира Малевича. Переходя непосредственно к теме собрания, Энтони Гормли утверждал, что как искусство в новом веке может трактоваться то, что завязано на телесности. А художник, настоящий художник всегда в своих работах стремится отвечать на смыслообразующие вопросы, их три: КТО я? Где я? Каково моё место — предназначение в этом мире? Последнее можно, пожалуй, переформулировать как: что делать? Самый же первый и важный вопрос о том, «кто я» предполагает «субъективную корреляцию до объективного состояния». Или, и не в феноменологической терминологии: каково это — быть живым, ощущать своё пребывание в этом мире как значимое. Что, в соответствии с практикой «новой телесности» есть работой «от себя». Для чего и было предоставлено в экспозицию «Reflection» обустроенное художником пространство «Слепого света»: огромный контейнер наполненный плотным туманом, в котором завершение собственной вытянутой руки уже не увидать. Гормли рассказывал, что люди начинают там испытывать состояние паники либо эйфории. В моём случае была чистая эйфория, ощущение счастья и удивления до недоверия, или недоверия до изумления. Так примерно в кино показывают вхождение в рай
А британский художник предлагал нам трактовать это как феноменологический опыт «прямого перевода» — перемещения в куб, лишённый параметров. Для возможности пережить чувство собственного отсутствия. Джефф Кунс, который прославился созданием произведений, копирующих предметы серийного производства и массового потребления, но увеличенных до шизоидных — огромнейших — размеров; своим скандальным (похоже что проектом) браком и фиксацией взаимоотношений с порнозвездой, оказался умён, обстоятелен в ответах и рассуждениях. Американский художник отстаивал значимость искусства как того, что привносит трансцедентность в жизнь (огрубляя, потустороннее, чисто сущностное). Он был солидарен с Гормли в том, что подлинное искусство работает посредством «химии», потому и убедительно, имеет дело с человечностью как телесностью. А важен, всегда, при оценке произведения наличие или отсутствие в нём смыслового разнообразия. Ещё Джефф Кунс, упредив последовавшие вопросы, говорил, что для современного искусства важна интенциональность: намерения и направленность «на что», на работу «с чем» художника; и что она может быть успешной, если автор воспринимает собственную историю культуры, т.е. опять-таки, идёт от себя, от своего (искренен?). На что Гомли заметил, что вопрос об идентичности уже давно клише, гораздо интереснее другим как ты переработал опыт жизнедеятельности своей культуры. А название выставки «Reflection» предлагал понимать, в том числе и как переформулирование вопроса «Who am I» («кто я таков?») как переброс зрителю для размышлений (рефлексии). На вопрос же, эдакий простецкий: «Чем вы все всё-таки, по большому счёту, занимаетесь?», почему да зачем, лучший ответ, и самый убедительный, прозвучал всё же от украинского художника, — Илья Чичкан поведал, что он искусством «зомбирован». Генеральный вопрос «круглого стола» о художнике XXI века получил примерно следующий ответ (резюмируя): мы все сейчас больше всего знаем, информация и обмен ею доступнее, тем самым становится больше свободы, больше возможности расширения её и на другие области человеческого сознания. В первую очередь восприятия другого человека как иного и попытки взаимодействия с ним, невзирая на все существующие различия. Хочу ещё подарить, уже от себя пару афоризмов от художников: «Искусство — это не трофей!» (Гормли); «ХХ! век дарует много больше способов художественных выражений» (Кунс). Хотелось бы и о выставке подробнее написать, но здесь была задача передать слышанное живое слово от живых — действенных и действующих людей
Но ещё раз: художник ПОКАЗЫВАЕТ — наглядно, очевидно, а потому достоверно, то, что есть
саму квинтэссенцию нашего бытия. Концентрированно. Выставка, подобная «Reflection» уникальна для Украины. Наконец-то актуальное искусство достигло пределов нашей страны, теперь прямо здесь можно заполучить то, что является весомой составной менталитета цивилизованного человека. Можно по-разному относиться к личности Виктора Пинчука, но продолжая тему предыдущего номера нашего журнала — меценатства, необходимо сказать, что на сегодняшний день он привёз сюда, нам, такое, что для многих современный мир, в своём культурном отношении (а значит) и временном, сумел приблизил. Привнести в наш постсоветский мир век ХХI. Для журнала "ДНК"
Ута Кильтер
|