Современное искусство: обретение навыков рефлексии.Выставку, которая проходит в PinchukArtCentre следует прямолинейно и однозначно определять как КОЛОССАЛЬНУЮ. Да, можно начинать с обозначений выложенных цен и сумм, они впечатляют, они зашкаливают за миллионные рубежи (и сразу слышится умиление и восторг «пропагандистов» от современного искусства). Хотя легче воспользоваться методом аналогии, как то уже сделано, поясняя, что к нам приехали Личности, Творцы уровня Питера Гринуэйя, Квентина Тарантино и Дэвида Линча. И если вы даже не поклонники ни одного из них, их вклад в искусство, да и современность несомненен.Проблема: ЧТО есть современное искусство, в счастью, вновь обострилась, ЧЕМ оно, по большому счёту, занимается? Сразу требуется ввести уточнения: речь пойдёт о современном искусстве, которое со-временное или новейшее. Новейшее искусство представшее в экспозиции «Reflection» КОЛОССАЛЬНО ещё и по значимости вклада их создателей в развитие современного мирового искусства. Тут требуется обоснование, а вот попробуйте нахрапом освоить Дэвида Линча или Гринуэйя! Тем паче за один обход, не зная всех контекстов адекватно понять невозможно, а каково попытаться изъяснить это тут и сейчас, в малом объёме, что там заложено? Однако, видимо, подошло время загребать завалы нашего неведения. Я намеренно не говорю «невежество», так как подобного рода знания в отчизне нашей добыть негде, уже давно пришлось осознать прямо-таки «миссию» «посвящённых» в суть такого рода знаний. Тут потребуется ещё одна аналогия: это как попытаться объяснить специфику и роскошь оперного искусства, да хоть бы и Рихарда Вагнера, не Карлхайнца Штокхаузена. А теперь, после преамбулы, пойдём осваивать. Огромное фото, ОГРОМНОЕ — 5 на 7 метров, это как положить на бок двухэтажный дом, на нём агромадный Джефф Кунс занимается любовью с порнозвездой, итальянской парламентаркой Чиччолиной. Шок, стресс, неловкость, — но ведь это же экспонат Музея современного искусства в Дюссельдорфе! Одно дело читать про это, другое увидеть такое «на власнi очi»
Так начинались мои штудии современного искусства в Германии (было сложно, иногда психически тяжело), но там было такое, что верилось. Верилось. Верилось и понималось, зачем это всё вот так. Нашим украинским зрителям тяжелее — им мало что поясняют, этому негде подучиться здесь, а реляции захеканных репортёров — как с поля боя — о цене, только сбивают с толку. С самого начала следует оговорить, что экспозиция не только колоссальная по значимости представших имён, но и плотная, сверхплотная, неоправданно плотная. Потому многие превосходные произведения оказались «затёртыми». Они требуют и отдельной экспозиции, и отдельного рассмотрения. А потому придётся для первого опыта оставить в стороне творчество Андреаса Гурски, Петера Уклански, суперзвезды Такаши Мураками, Сэм Тейлор-Вуд, остановившись исключительно на гиперзвёздах и тому, что соответствует названию «Reflection». Намеренно оставленное без перевода с опрокинутым отражением «Reflection» позволяет, как то свойственно английскому языку, вбирать все смысловые обертоны одновременно: и как отражения; и физикалистски: рефлекс; затемнение, пятно; но и как вошедшее через философский лексикон: размышление о смысле своего «я-бытия», обдумывание. А Энтони Гормли на «Круглом столе» так и говорил: «Всегда перед настоящим искусством стоит только один вопрос: «КТО я ЕСМЬ?» и решается он автором практически всегда движением от самого себя, а в ХХ веке от своей телесности. Определив себя телесно, можно начать ощущать себя живым, значимым и действенным». Художник подсказывал, что многие из его принципов зиждутся на феноменологии. Не будем сейчас углубляться ещё и в феноменологию, вкратце сошлюсь на один из её принципов: «epoche» — воздержание, отказ от установок обыденного сознания, которые затемняют (reflection) рефлексию по поводу самого себя. Упрощая (и переводя на древнегреческий): «Человек есть мера всех вещей» и «Познай самого себя». Или, словами Гормли, «начинать можно только исходя от самого себя». Направление «Новая телесность» предполагает «субъективную корреляцию до объективного знания, понимания». И именно это предполагает самая фантастическая из всех объектов и инсталляций работа Энтони Гормли «Слепой свет». Автор рассказывал, что люди, оказавшись в столь плотном тумане, в ситуации абсолютной потери ориентиров, начинают терять самих себя, а реагируют обычно паникой либо эйфорией. У нас чаще слышалось животворное хихиканье
(печаль) Большинству вспоминается мультик «Ёжик в тумане», видимо по подсказке скульптуры Гормли же «Под моей кожей YII», там человеческая фигура составилась из колючек, «наїжачилась». 4 скульптуры человека, на слегка присогнутых ногах и присгорбленного, составленного из кубиков — разобранного и вновь сложенного, или пружинок также аппелируют к телесности, её разъединённостью с сутью человеческой. Художник подчёркивает, что речь идёт не об анатомии, но феноменологическом опыте — прямого помещения себя в пространство без координат, саморефлексии, необходимости «самокопания». Как и в другом случае, уже Дамиена Хёрста. Эти ужасающие отрезанные головы быков. А запах! А всё для другого, для того, дабы достучаться, добиться проникновения в идею, пусть и жёстко, что человек не суть мясо. А тело не подставка для головы, хотя и голова, отделённая от тела тоже уже не вы, а вы — мертвы. Просто. И убедительно. И запоминающе. Лидера уже вошедшей во все анналы современного искусства группы YBA — Young British Artists (молодое британское искусство) также занимает тема телесности и даже физикализма. Его классика, 6-метровый пластмассовый торс, словно гиперболично увеличенная анатомическая модель, как и известная абсолютно всем «акула» (плавающая в формальдегине — «контраверсийная», поначалу). Называется она, кстати, «Физическая невозможность смерти в представлении живущего». А тут и я подарю вам образ: когда вы глядите на себя в зеркало в ванной, как часто на вас оттуда смотрит «мясо»? Не может же человек жить и не думать (хоть изредка): ЧТО там внутри, ведь это ещё «я» или уже не «я», и что я суть существо телесное, «мясное», а если его «испортить», то и душа моя (возможно, даже бессмертная) погибнет, не так ведь? И это подействовали не головы, но тот, с содранной кожей, красивая — дорическая скульптура Святого Варфоломея. Всё просто, ведь речь идёт о том, КАК докопаться, доковыряться до человечного в человеке. Западные специалисты обозначают творчество Даминена Хёрста как исследовательское, чьи инсталляции больше похожи на экспозиции естественнонаучного музея, чем сугубо художественные. Он любит давать своим работам пышные названия, как, к примеру, тот здоровецкий торс 2000-го года — «Гимн! — теории, модели, намерения, результаты», он тоже с содранной шкурой, извините, кожей. Были и воспроизведения аптек, инсталляции и живопись с неимоверно «привлекательными таблетками и пилюлями». Это та же, но другая тема телесности, в частности (внимание!), — «Любви к болезни». Но и тема смерти, как высшем способе оценки своего бытия. Ужасно красивый «Живописный взрыв», развитие темы 97-го года, на этот раз он обустроен из бабочек. Кто-то спросил: «Из живых?», имея в виду «настоящих?». Да настоящих, из них же выложено и «Обоготворение», издали очень умиротворяюще смотрится. Хотя как по мне ( и общей духовной направленностью разразившейся в Украине) более поучительным был бы голубь, невесть как подвешенный — парящий в стеклянном шкафу. Он один при лобовом смотрении, а при медленном обходе — осматривании — троится, РЕФЛЕКТИРУЕТ, отражаясь. Пришло время неизбежной вставки: объекты новейшего искусства требуют обхода, отхода, осматривания, ознакомления с текстом, словом, рефлексии, а ещё лучше — для того и созданы, для саморефлексирования. И тут вам пригодится как тренировочное пособие объект «Воскресение». Там на перпендикулярно скреплённых стёклах распят скелет, а об опасности прозрачных углов предупреждает специально приставленный человек. Они ЗЕРКАЛЯТ, а если происходит совпадение по росту, то зрители проходя, надеваются «шкурой» на скелет, а потом ещё и немного «подтягивая» его за собой. На выставке в этот раз изрядно скелетов, не потому что, а потому что направлением «постгуманизм» занимается много иных также известных художников, от Маурицио Каттелана, Катарины Фрич до группы «Post humain». Обращаясь в целом к экспозиции, особенно её украинской части, тема «Refleсtion» очевидно присутствует лишь у Ильи Чичкана, зато в интерактивной форме, эдакой активной, динамичной рефлексии. И не рассказать Джеффе Кунсе невозможно. Он гиперзнаменит, своими гигантскими, 13-тиметровыми цветочными собачками; увеличенными до 3,5 метров баллоновыми пуделями из хромированного металла; он — продолжатель дела Энди Ворхола в иронизировании над пристрастиями обывателей. Продолжатель дела поп арта раздувал гламурные скульптуры и объекты до шизофренических размеров. Что трактовалось специалистами как саботаж либо «выражение крайнего оптимизма и отражения экономического бума 80-х». Джеффа Кунса называли «Уорхолом подчёркнуто дурного вкуса». Он работает с товарами массового потребления, культурой рекламы и серийного производства — всё то, что можно отнести к категории китча. Увеличенные, вырванные из своей среды и помещённые в пространство галереи, они становятся эстетическим свидетельством потребительской культуры ХХ века. Творчество Кунса сопровождалось скандалами, вопросы авторства его творений становились предметом дискуссий. Но он регулярно заверял, что его искусство лишено иронии, что оно безыскусно. Для обращения к массовой аудитории. Сам факт его прибытия к нам, в Киев. И
удручающая возможность увидеть его не playboy’ем — он оказался невысок ростом (опять печаль), уже не ослепительно красивым, хотя по-прежнему attractive (хорош собой) и умён. Его постворхоловская живопись также стала частью коллекции Виктора Пинчука. Пытаясь сделать предварительное подытоживание темы «рефлексии» в общем и целом, считаю неизбежным отметить то, что с сугубо просветительской точки зрения переоценить выставку «Reflection» невозможно. Это нужно и важно: ЗНАТЬ, видеть, смотреть и начинать рефлексировать по поводу собственного бытия прочувствованным образом, а для того ведь и существует новейшее и современное искусство, это же очевидно. Для «Зеркала Недели»
Ута Кильтер
|