Последние поступления в карман:
«Омаж Учителю» или «Учиться, учиться и учиться взаимодействовать»
Про приватність та публічність образотворчого мистецтва
У «Кромки моря»
Reider09Liason
Чингизиды в Киеве, в «Дукате»
OttoTamer
УТА-ВЕРЕ
Станислав Жалобнюк - художник и человек
Быт или не быт?
Холод, Ливни и Удача
 

Музей современного искусства - это...

Музей, согласно утвердившемуся в конце 70-х годов прошлого века понятия, определяется как «Один из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам»*. Уже из данного определения можно увидеть, почему так долго не мог появиться музей нового типа в нашей стране. И до сих пор (будем откровенными) появление подобной институции едва ли не чудо, возникшего вопреки, а не «при поддержке и содействии».

А потому выдох: «Свершилось!» мог вырваться у… (попытаемся быть ещё более откровенными) у единиц — людей разделяющих общечеловеческие ценности. Обеспокоенных не хлебом насущным да зрелищем, но умеющими и ЖЕЛАЮЩИМИ смотреть на шаг, десять, десятилетие вперёд, и притом постоянно оглядываться, соизмеряя свои действия с общей ситуацией, ну хотя бы в Европе.

Патетично звучащее здесь, суть реальность, status quo, во всём мире. Но в державе нашей доминирует уровень знаний и вид представлений от тоталитаризма не отошедших. А посему усилия просвещённых одиночек долго оставались героическими деяниями, неужто пришло время, когда они смогут преобразоваться в деятельность, нормальную работу?!

Под общим названием «музей» существовали различные формы собраний, в которых всегда отчётливо проявлялась доминирующая идея эпохи. Наряду с музеями-памятниками прошлому во второй половине ХХ века начали создаваться музеи, задачей которых предполагалось не традиционное сохраниение\изучение\представление, но экстра задача: работа во имя «человечности» (humanity). Не гуманизма как простого просвещенчества, приобщения к лучшим образцам изящных искусств, но способности понимания другого. Всякого другого «не взирая на расовые, национальные, половые и возрастные отличия» людей живущих в нынешнем мире.

Столь простое и величественное слово как «понимание» предполагает не собирание под одной крышей шедевров, но произведений наиболее точно (талантливо и ОЧЕвидно) соотносящихся с жизненными реалиями людей — обычных, «просто» людей. Завершение Второй мировой требовало её осмысления, вырабатывания принципиально иного вида взаимоотношений между странами и их культурами, — откуда логичным стало возникновение «Документы» в Касселе, затем Центра Помпиду, а теперь уже повсеместно Музеев современного искусства. Отсутствие подобной институции в нашей стране зияло как факт признания того, что мы не сумели выбраться из тоталитарных передряг и подойти к миру современных ценностей. Ибо сохранением самых убедительных — наглядных — свидетельств нынешнего времени являются в самую первую очередь произведения изобразительного и визуального искусств, чем здесь, у нас, занимались истинные подвижники.

С этой точки зрения сложно переоценить значение 30-летней деятельности Михаила Кнобеля и той степени гражданской ответственности человека, регулярно представлявшего для публичного ознакомления своё собрание, издававшего каталоги. Мы надеемся, что нашим сокрушениям о том, что готовой уже основы для появления Музея современного искусства наступил конец и музей появился-таки. И это серьёзная, очень серьёзная заявка на то, что вот теперь-то и начнётся полноценная деятельность по приобщению всех одесситов, и иже с ними, к практикующимся во всём цивилизованном мире видам взаимодействия, в основе которого способность к восприятию, пониманию другого — человечность.

Которая является принципиальным отличием искусства со-временного, актуального от им подобных.


Ута Кильтер



Форум * Форум today.od.ua * Музей современного искусства - это...



Нет комментариев.



Укажите ваш е-мейл, мы сообщим об отзывах когда их кто-то напишет здесь: