Министерство культуры Украины
Одесский национальный академический театр оперы и балета
Петр Чайковский
Л Е Б ЕДИНОЕ ОЗЕРО
Балет в 2-х действиях
Либретто по сценарию Владимира Бегичева и Василия Гельцера
В спектакле использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, заслуженного артиста России Александра Горского, народного артиста СССР Константина Сергеева Хореография второго действия – Льва Иванова Художник-сценограф – заслуженный художник Украины Евгений Гуренко Художник по костюмам – заслуженный художник Украины Наталья Бевзенко-Зинкина О балете «Лебединое озеро» – самый популярный балет классического наследия. Его театральная судьба может свидетельствовать обо всех существенных эстетических и художественных переменах, которые претерпел балетный театр ХХ века. Шедевр Чайковского привлекал к себе внимание многих хореографов мира. Премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля 1877 года в Большом театре Москвы. Авторами сценария были В. Бегичев и В. Гельцер, балетмейстером-постановщиком Вацлав Рейзингер. Композитор предложил для хореографического воплощения симфоническую музыку. Появления такой партитуры требовал балетный театр конца ХIХ столетия. К этому времени усилиями, прежде всего петербургского балетмейстера Мариуса Петипа, уже была создана полифоническая форма балетного спектакля как симфонии. Музыка «Лебединого озера» состояла из традиционных танцевальных номеров. К примеру, важной для художественных и драматургических задач композитора оказалась форма вальса, чьей «магической формулой» Чайковский был очарован. В музыке Чайковского – сложная и четкая музыкальная драматургия, которая должна была стать основой для соответствующей сценически-хореографической интерпретации. Но Рейзингер создал свой балет, опираясь на сценарную драматургию, используя музыку лишь как мелодически-ритмическую основу для танцев. Постановка вышла неудачной. Сценарий был перегружен лишними подробностями и не имел стройной логической линии развития действия. 17 февраля 1894 года в Мариинском театре Петербурга опять обратились к постановке «Лебединого озера». Балетмейстер М. Петипа вместе с дирижером и композитором Р. Дриго осуществили новую оркестровку. В музыку было внесено много перестановок и купюр, в чем потом их неоднократно будут обвинять все, кто обратится к произведению композитора. Но именно эти изменения в музыкальном тексте, как ни странно, позволили создать нетленный хореографический шедевр, исходящий не из первичного сценария, а из духа музыкальной партитуры балета. Приблизив сценарный проект к музыке, Петипа пригласил балетмейстера Льва Иванова принять участие в постановке, отдав ему романтические лебединые сцены. В их содружестве родились неоспоримые шедевры хореографии, создаваемые на основе принципов метафорического мышления. Это лирическая проникновенная песнь Одетты о женской судьбе и любви во втором акте и блестящее энергичное pas de deux Зигфрида и Одиллии. Образ Одетты обозначил создание нового типа балетной героини: не блестящей, не просто изящной, а лиричной. К «Лебединому озеру» обращались многие балетмейстеры. Следует отметить постановки А. Горского, А. Вагановой, Ю. Григоровича. В соответствии с эстетическими, этическими и художественными нормативами эпохи, романтическая волшебная сказка в течение ХХ века превращалась то в бытовую драму с реалистически-психологическим и историческим оправданием событий, то в философскую притчу о двойственности человеческого Я, то на психологически заостренное повествование о чувственных фантазиях и драме героя. При наличии разнообразных версий балета он и сегодня зачаровывает поэтичностью, лиризмом, мелодичностью музыки и хореографии лебединых танцевальных симфоний. Он ждет новых воплощений, которые принесут будущим зрителям наслаждение и радость встречи с Прекрасным.
Краткое содержание
Действие І.
В саду перед замком принц Зигфрид развлекается вместе со своими друзьями. Забавный танец шута меняется танцем приятеля принца Бенно и фрейлин. Владетельная принцесса, мать принца, оповещает всех присутствующих, что на завтрашнем балу он должен выбрать себе невесту. Смеркается. Молодежь потихоньку расходится. Зигфрид грустит. Ему не хочется прощаться с привольной жизнью
Его печальные размышления прерывает грустная песня лебедей. Принц устремляется вслед за ними.
Берег озера.
Зигфрид видит белого лебедя, который внезапно у него на глазах превращается на девушку Одетту. Красота ее очаровывает юношу, и он признается ей в любви. Одетта открывает принцу свою тайну – злой гений проклял ее и подруг. Только ночью они принимают человеческий облик. Спасти их может только безграничная любовь. Принц клянется Одетте в верности. Колдун следит за Одеттой и Зигфридом и решает вынудить принца нарушить клятву.
Бал в замке Владетельной принцессы.
Среди приглашенных – гости из разных стран
Являются невесты, но принц не обращает на них внимания. Он любит только прекрасную Одетту и не хочет нарушить данной клятвы. Неожиданно появляются Ротбарт и Одиллия, необыкновенно похожая на Одетту. Злой гений заколдовал принца, который принимает Одиллию за Одетту и повторяет ей свою клятву. Колдун радуется победе: теперь Одетта и ее подруги навсегда останутся лебедями. Ротбарт исчезает вместе с Одиллией. Принц в отчаянии спешит к лебединому озеру. Берег озера. Одетта рассказывает своим подругам об измене Зигфрида. Их надежда на освобождение потеряна навсегда. Злой гений торжествует. Принц ищет Одетту, чтобы вымолить у нее прощение: ведь на балу он видел именно ее, к ней были обращены его слова любви.
Не испугавшись бури, которую вызвал Ротбарт при приближении Зигфрида, юноша выходит с ним на поединок. Одетта защищает любимого от смертельного удара. Сила любви Одетты и Зигфрида разрушает чары злого колдуна.
Влюбленные радостно встречают лучи восходящего солнца.