Джузеппе Верди
Опера в 4-х действиях
(исполняется с одним антрактом)
либретто Темистокле Солера
Набукко — как предупреждение мировой трагедии
Почти каждый день в Google в разделе «Наука» нас предупреждают о приближении к Земле опасных астероидов
Ученые ищут жизнь вне Земли на ближайших планетах
Джузеппе Верди в 1841 году в опере «Набукко» передает современникам и будущим поколениям тревогу и переживания за Храм земной перед кошмаром грядущего, чувствуя дрожь, охватившую Европу еще тогда, перед 1848 годом
«Маэстро революции», кроме новации в оперном жанре, в самой музыке удалось пересотворить пространство и время в спиральном проявлении.
События VI века до н.э. осмысливаются и переживаются нами на уровне нового интеллектуального и эмоционального понимания. Верди объединяет в одну цепь прошлое и настоящее, и его сила мысли проявляется в сегодняшнем времени новыми вызовами и угрозами для земной цивилизации.
Театр в большинстве случаев отзывается постановкой этой оперы на самые актуальные и драматически-трагические моменты истории.
«Набукко», как гениально-мистическое сочинение, появившееся на срезе эпохи, времени, стиля, не всегда пользуется популярностью в спокойные времена, его миссия во время наивысшего накала и человеческого страха — быть символом восстановления надежды и справедливости, таким образом утверждая нас в будущем.
Может и поэтому, в наше неспокойное время, возникает идея постановки Джузеппе Верди «Набукко» в Одесской Национальной Опере.
Сегодня, когда мир затаил дыхание в предвкушении какой-то вселенской трагедии
Храм — Земля становится беззащитным как от воли Творца, так и от воли самого человечества.
Земля — маковое зернышко в космическом пространстве, она постоянно под угрозой столкновения с внеземными астероидами. Поэтому художник-сценограф Тадей Рындзак в оформлении спектакля изобразил на камнях, которые сыпятся с неба, выбитые на древнееврейском языке фразы из Торы и лики тех, кто оберегал и молился за земной Храм.
Войско Набукко — царя Вавилонского Навуходоносора ІІ выглядит современным бездуховным монстром, готовым, будучи зомбированным властью, стереть с лица земли святой Храм. Оно олицетворяет зло, сущность которого — смерть.
Первосвященник Захария перед таким страшным вражеским нашествием пытается внушить своему народу надежду, спасти Храм, взывая о спасении к Всевышнему.
Здесь противопоставляются уже не народы, не их культуры, или мироощущение, здесь предельно четко выделяются две идейно враждебные мировые силы
Судьбы всех главных героев произведения драматические у каждого по своему. Однако у Набукко она одна из самых трагических. Претензионно ущербная личность, наделенная безграничной властью, владеющая великой державой, самой мощной в мире армией, техническим вооружением перестает осознавать свое человеческое предназначение, рамки своих человеческих возможностей.
Тогда Всевышний лишает его здравого смысла на наивысшем пике славы. Рассудок покидает царя, он снова становится чистым листом бумаги, но Бог не лишает его любви
любви к дочери Фенене
Именно любовью взывает Набукко к Богу евреев, прося о спасении любящей дочери и с любовью признавая власть Творца над собой и над миром.
Храм будет спасен его любовью
Храм Земной будет спасен человеческим покаянием
Василий Вовкун
Народный артист Украины
Режиссер-постановщик
Длительность спектакля с учётом антракта: 2 часа 30 минут