Роман Балаян – больше, чем просто режиссер. Больше,, чем просто штатный постановщик студии Довженко. Он – певец городской культуры, зафиксировавший жизнь среднего класса в эпоху брежневского застоя. Иносказательно, с первыми московскими артистами (Янковский, Табаков, Гурченко, Абдулов, Збруев) своего времени, сильно за пределами родного Киева, порой через Чехова и Тургенева, Балаян снимал про себя и свое киевское окружение. Про тот киевский средний класс – инженеров, художников, режиссеров, архитекторов, писателей, представлявших не шароварную, то есть не официальную, не советскую Украину.
Он снимал про людей, живших в почти безвоздушном пространстве, про лишних людей — как его Макаров из «Полётов во сне и наяву»». Это Балаян (фактически) открыл совсем молодого Олега Меньшикова («Полеты во сне и наяву»), подарил Михаилу Голубовичу одну из лучших в карьере ролей («Бирюк», 1977) и точно лучшую роль Янковскому, заставив других люто ему завидовать. Придуманная им на ходу сцена, в которой мокрый Янковский зарывается в стог сена – лучший финал в советском кино 1980-х. Кто еще так по-партизански мог снять Киев без Киева? Прям как его друг и неофициальный учитель Параджанов, умудрившийся в «Тенях забытых предков» снять Карпаты фактически не показав их.
Никогда не изменявший Киеву, Роман Балаян по-настоящему любил даже не город, и даже не кино, но своих друзей. Именно друзья всегда составляли костяк его съемочной группы. Потеряв за последние десятилетия Янковского, Абдулова, Калюту, Храпачева, Балаян словно осиротел, а за всегда искрометным юмором стал сочится довольно мрачный взгляд на окружающий мир, который сильно изменился за последние четыре десятилетия. Но не перевелись взрослые мальчики и девочки, эдакие стареющие юноши в поисках кайфа — непутевые и несчастные, чей лист жизни пожелтел, но еще не опал. А потому «Полеты…» — кино вечное, на поколения и поколения вперед.
Один вечер в Зеленом театре Одессы – это 2 часа сна и яви, реальности. Той самой реальности, которую режиссер переплавляет в кино; это много шуток и золотого закулисья; это эксклюзивные кадры нового фильма Романа Балаяна, который закончен и готовится к выходу в свет; это еще одна очень личная история режиссера, про его отношения с современностью.
Ведущий вечера — кинокритик, теле- и радиоведущий Андрей Алферов.