|
|
|
|
В лабиринтах времени
Впервые за 116-летнюю историю выставочной деятельности Одесского художественного музея представлены единым тематическим корпусом 53 экспоната, которые прошли процесс реставрации. 24 иконописных и 29 живописных произведений были реставрированы одесскими, львовскими и киевскими художниками-реставраторами на протяжении последних сорока лет, с середины 1970-х до 2015 года включительно. Самый ранний экспонат выставки – икона «Святцы на сентябрь месяц» – датируется концом XVII – началом XVIII века. Живописные произведения преимущественно датируются XIX веком. Среди авторов всемирно известные имена И. Айвазовского, А. Боголюбова, В. Баранова-Россине, славные мастера украинской живописи М. Пимоненко и К. Трутовский, а также известные одесские художники Н. Кузнецов, П. Нилус, Т. Дворников. Ряд знаменитых имен дополняется интересным жанрово-стилистическим многообразием экспозиционного ряда портретов, пейзажей, натюрмортов и жанровых композиций. Среди экспонатов выставки большинство икон и около десяти произведений живописи пополнили музейную коллекцию в последнюю треть ХХ века. Состояние их сохранности: утраты, осыпь, сеть трещин и расколов, прорывы и деформации в полной мере отражали лихолетья прошлого века. Поступления памятников в Музей и дальнейшая их передача в реставрационные мастерские замедлили процесс разрушения, который со временем должен был только усиливаться. В целом выставка также дает возможность расширить горизонт творческих поисков предыдущих поколений через знакомство с рядом малоизвестных и новых имен, в частности Комарова В., Юркович П. и Янченко П. Большинство экспонатов выставки, которая знакомит с традициями украинских реставрационных мастерских Киева, Одессы и Львова, сопровождают информативно-тематические аннотации, где подробно освещаются хронологические рамки, истории бытования экспонатов, биографические свидетельства художников, а также авторские реставрационные объяснения, которые дополнены рядом иллюстративного материала.
|
| |
| |
|
|
Архив расписания выставки «В лабиринтах времени» | |
|
|
Художественные работы, показанные на выставке, вернулись из небытия. Конечно, труд проделан огромный художниками - реставраторами огромный, трудоемкий, тонкий и кропотливый. Думал, что повторить точь в точь, невозможно, но это почти сделано.
Что особенно запомнилось. Густо-синий бархат материи, на котором лежат овощи и фрукты в «Натюрморте» В. Котляра, реставратор М. Прокопенко.
«Пейзаж» А. Русакова, реставратор А. Черешня. Показалось, что он очень «схвачен». А, может, потому, что манера живописи как у Михаила Ларионова, художника, который мне нравился.
А, вот, «Пейзаж» П. Нилуса, когда был на выставке, не очень показался в сравнении с полотном «до реставрации». А сейчас, думаю – небо и полоса поля хорошо смотрятся.
«Утро» Баранова - Россине, не похожа на его творчество, скорее всего, она юношеская. Он и личность, и художник интересный. Участвовал в самых первых выставках русского авангарда. Хорошо, что в экспозиции музея будет его работа. А, как трагична звучит год его смерти – 1944, Аушвиц.
Эмблемой выставки стала картина Суходольского «Амазонка». Она конечно, выигрышна – всадница на коне
Но я бы поставил «Женский портрет» Дворникова – он лиричнее, без фанфар.
Жаль, что Каталог выставки издан не на двух языках: украинском и русском, а на одном.
|
Время работы выставки? | |
|
|
| |